Социально-реабилитационные центры и учреждения различных ведомств РФ

В Российской Федерации существует ряд организаций и образовательных учреждений специализированной помощи детям с проблемами в развитии:

1. Под ведомством Министерства специального и общего образования РФ:

  • специальные дошкольные учреждения или специализированные группы в дошкольных учреждениях общего типа;
  • специальные (коррекционные) школы;
  • специальные школы-интернаты;
  • специальные детские дома;
  • специализированные классы в общеобразовательных массовых школах;
  • коррекционные кабинеты;
  • логопедические пункты;
  • специальные закрытые образовательные учреждения.

2. Под ведомством Министерства здравоохранения РФ:

  • специализированные ясли;
  • дома ребенка;
  • детские поликлиники;
  • отделения детских больниц;
  • детские санатории;
  • центры комплексной патологии.

3. Под ведомством Министерства труда и социального развития РФ:

  • дома-интернаты для инвалидов;
  • реабилитационные центры.

Кроме вышеперечисленной системы могут быть организованы объединения родителей, имеющих детей с проблемами в развитии; центры коррекции и реабилитации, созданные общественными организациями.

Социально-педагогическая деятельность в реабилитационном центре. Важнейшим аспектом социальной политики последних лет в нашей стране стало создание межведомственных государственных структур нового типа, комплексно занимающихся решением проблем инвалидности и работающих на междисциплинарной основе. Это реабилитационные центры.

Интересно
Правовой базой создания таких центров является приказ Министерства социальной защиты России № 249 от 14 декабря 1994 г., утвердивший Примерное положение о реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями – основной нормативный документ, регламентирующий деятельность этих учреждений социального обслуживания.

В соответствии с Примерным положением центр создается исходя из расчета – одно учреждение на тысячу детей с ограниченными возможностями.

Основные задачи детских реабилитационных центров включают:

  • своевременное выявление и учет детей, нуждающихся в специальной помощи;
  • ранняя диагностика и раннее вмешательство в ход психофизического развития с целью снижения степени инвалидности и социальной дезадаптации;
  • пролонгированное изучение личности ребенка, выявление его способностей и резервных возможностей для выбора оптимальной учебной программы;
  • коррекция отклонений в развитии ребенка в процессе учебно-воспитательной и лечебно-восстановительной работы;
  • профессиональное ориентирование.

Структура детского реабилитационного центра состоит из нескольких основных подразделений.

1. Отделение диагностики и разработки программ социальной реабилитации. В должностные обязанности сотрудников этого отделения, в том числе социальных педагогов, входит выявление детей и подростков, имеющих отклонения в развитии, воспитывающихся в семьях и проживающих на обслуживаемой центром территории.

На этапе диагностики социальный педагог оценивает реабилитационный потенциал ребенка и его семьи. Выявив проблемы и нужды семьи, социальный педагог совместно с другими специалистами планирует дальнейшую работу (цели, этапы, сроки), выбирает формы и методы взаимодействия с семьей.

2. Отделение медико-социальной реабилитации организует поэтапное выполнение индивидуальных реабилитационных программ детей и подростков в части медико-социальных и медикоконсультационных мероприятий.

Функции социального педагога в этом отделении заключаются в следующем:

  • координация деятельности лечебных учреждений города (района) с целью не допустить дублирования их программ;
  • организация медико-социального патронажа детей и семей, находящихся на пролонгированном наблюдении;
  • организация краткосрочных форм работы с семьями в соответствии со сроками пребывания ребенка в реабилитационном центре, что позволяет решать острые, насущные проблемы, хорошо осознаваемые и заявленные клиентами;
  • обеспечение взаимодействия специалистов отделения с родителями для достижения непрерывности реабилитационных мероприятий в условиях семьи;
  • содействие в обеспечении детей необходимыми вспомогательными техническими средствами.

3. Отделение психолого-педагогической помощи реализует программы реабилитации средствами образования.

Функции социального педагога в этом отделении:

  • координация деятельности специалистов по определению форм обучения на основе индивидуального дифференцированного подхода к проблемам ребенка и его семьи;
  • оказание практической помощи в организации обучения;
  • участие в консультативных мероприятиях по психолого-педагогическим вопросам семейного воспитания и социализации детей;
  • участие в организации досуга и летнего отдыха детей и подростков;
  • обучение детей и подростков социально значимым навыкам: навыкам самообслуживания, поведения в быту и в общественных местах, самоконтролю и навыкам общения.

4. Отделение дневного пребывания реализует комплексные программы реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями ежедневно в течение периода, определенного для пребывания в отделении. Количество детей в группе – от 5 до 10 человек.

5. Стационарное отделение. Здесь реализуются комплексные программы реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями в условиях круглосуточного пребывания в реабилитационном центре.

Количество детей и подростков в реабилитационной группе – не более 7 человек. В отделении может быть организовано не более 5 таких групп. Деятельность реабилитационных групп осуществляется по групповым программам, созданным на основе индивидуальных программ реабилитации.

Социальный педагог осуществляет различные формы посреднической деятельности и патронажа, поддерживая контакты с детьми и подростками после выписки из реабилитационного центра с целью обеспечения непрерывности проводимых мероприятий и социальной адаптации ребенка и семьи.

В функции социального педагога входит также обеспечение контактов реабилитационного центра с учреждениями социальной защиты населения, здравоохранения, образования, с общественными объединениями, религиозными организациями, благотворительными фондами и физическими лицами.

Делается это в интересах повышения эффективности реабилитационных мероприятий и полноценной социальной адаптации и интеграции в общество детей и подростков с ограниченными возможностями.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)