Социально-реабилитационные центры и учреждения различных ведомств РФ
В Российской Федерации существует ряд организаций и образовательных учреждений специализированной помощи детям с проблемами в развитии:
1. Под ведомством Министерства специального и общего образования РФ:
- специальные дошкольные учреждения или специализированные группы в дошкольных учреждениях общего типа;
- специальные (коррекционные) школы;
- специальные школы-интернаты;
- специальные детские дома;
- специализированные классы в общеобразовательных массовых школах;
- коррекционные кабинеты;
- логопедические пункты;
- специальные закрытые образовательные учреждения.
2. Под ведомством Министерства здравоохранения РФ:
- специализированные ясли;
- дома ребенка;
- детские поликлиники;
- отделения детских больниц;
- детские санатории;
- центры комплексной патологии.
3. Под ведомством Министерства труда и социального развития РФ:
- дома-интернаты для инвалидов;
- реабилитационные центры.
Кроме вышеперечисленной системы могут быть организованы объединения родителей, имеющих детей с проблемами в развитии; центры коррекции и реабилитации, созданные общественными организациями.
Социально-педагогическая деятельность в реабилитационном центре. Важнейшим аспектом социальной политики последних лет в нашей стране стало создание межведомственных государственных структур нового типа, комплексно занимающихся решением проблем инвалидности и работающих на междисциплинарной основе. Это реабилитационные центры.
В соответствии с Примерным положением центр создается исходя из расчета – одно учреждение на тысячу детей с ограниченными возможностями.
Основные задачи детских реабилитационных центров включают:
- своевременное выявление и учет детей, нуждающихся в специальной помощи;
- ранняя диагностика и раннее вмешательство в ход психофизического развития с целью снижения степени инвалидности и социальной дезадаптации;
- пролонгированное изучение личности ребенка, выявление его способностей и резервных возможностей для выбора оптимальной учебной программы;
- коррекция отклонений в развитии ребенка в процессе учебно-воспитательной и лечебно-восстановительной работы;
- профессиональное ориентирование.
Структура детского реабилитационного центра состоит из нескольких основных подразделений.
1. Отделение диагностики и разработки программ социальной реабилитации. В должностные обязанности сотрудников этого отделения, в том числе социальных педагогов, входит выявление детей и подростков, имеющих отклонения в развитии, воспитывающихся в семьях и проживающих на обслуживаемой центром территории.
На этапе диагностики социальный педагог оценивает реабилитационный потенциал ребенка и его семьи. Выявив проблемы и нужды семьи, социальный педагог совместно с другими специалистами планирует дальнейшую работу (цели, этапы, сроки), выбирает формы и методы взаимодействия с семьей.
2. Отделение медико-социальной реабилитации организует поэтапное выполнение индивидуальных реабилитационных программ детей и подростков в части медико-социальных и медикоконсультационных мероприятий.
Функции социального педагога в этом отделении заключаются в следующем:
- координация деятельности лечебных учреждений города (района) с целью не допустить дублирования их программ;
- организация медико-социального патронажа детей и семей, находящихся на пролонгированном наблюдении;
- организация краткосрочных форм работы с семьями в соответствии со сроками пребывания ребенка в реабилитационном центре, что позволяет решать острые, насущные проблемы, хорошо осознаваемые и заявленные клиентами;
- обеспечение взаимодействия специалистов отделения с родителями для достижения непрерывности реабилитационных мероприятий в условиях семьи;
- содействие в обеспечении детей необходимыми вспомогательными техническими средствами.
3. Отделение психолого-педагогической помощи реализует программы реабилитации средствами образования.
Функции социального педагога в этом отделении:
- координация деятельности специалистов по определению форм обучения на основе индивидуального дифференцированного подхода к проблемам ребенка и его семьи;
- оказание практической помощи в организации обучения;
- участие в консультативных мероприятиях по психолого-педагогическим вопросам семейного воспитания и социализации детей;
- участие в организации досуга и летнего отдыха детей и подростков;
- обучение детей и подростков социально значимым навыкам: навыкам самообслуживания, поведения в быту и в общественных местах, самоконтролю и навыкам общения.
4. Отделение дневного пребывания реализует комплексные программы реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями ежедневно в течение периода, определенного для пребывания в отделении. Количество детей в группе – от 5 до 10 человек.
5. Стационарное отделение. Здесь реализуются комплексные программы реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями в условиях круглосуточного пребывания в реабилитационном центре.
Количество детей и подростков в реабилитационной группе – не более 7 человек. В отделении может быть организовано не более 5 таких групп. Деятельность реабилитационных групп осуществляется по групповым программам, созданным на основе индивидуальных программ реабилитации.
В функции социального педагога входит также обеспечение контактов реабилитационного центра с учреждениями социальной защиты населения, здравоохранения, образования, с общественными объединениями, религиозными организациями, благотворительными фондами и физическими лицами.
Делается это в интересах повышения эффективности реабилитационных мероприятий и полноценной социальной адаптации и интеграции в общество детей и подростков с ограниченными возможностями.
- Причины социальных отклонений
- Направления социально-педагогической деятельности по профилактике и преодолению девиантного поведения детей и подростков
- Социальный статус семьи и ее типология
- Формы социально-педагогической помощи семье
- Уполномоченный по правам ребенка
- Законодательная база социальной педагогики
- Деятельность социального педагога с семьей
- Основные функции семьи
- Психологическая помощь в случаях суицидально-ориентированного поведения
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу