Причины социальных отклонений

В 1950-х гг. американский социолог А. Коэн выдвинул теорию делинквентных субкультур. В основе этой теории лежит обоснование особой субкультуры у людей делинквентного типа, определяющей их ориентацию на успех, но совсем иным путем (иными средствами), чем в «большом» обществе.

К таким представителям принадлежат те, для которых нормальными средствами достижения самоуважения и уважения со стороны других являются мелкие кражи, агрессивность, вандализм. К субкультуре насилия относят агрессивное поведение, воровство и пр. Она функционирует внутри мафии, банды, криминальных групп и определяет сущность и образ жизнедеятельности их членов.

Существуют различные теории формирования девиантного поведения человека, а именно:

  • биологические – своеобразие внешнего вида предопределяет склонность человека к правонарушению (Ломброзо, Шелдон);
  • психологические – особенности психики человека являются той основой, которая определяет его склонность к конфликтам, правонарушениям (Фрейд);
  • социологические – девиантное поведение человека является следствием усвоения им негативного социального опыта, сформировавшегося противоречия между результатом воспитания и требованиями среды и пр. (Дюркгейм, Мертон Миллер и др.).

Анализ различных теорий показывает, что и биологические, и психологические теории выделяют особенное в личности, которое может сказаться на ее девиантном развитии, воспитании. Они свидетельствуют о том, что человек, с рождения неся в себе агрессивное начало, может иметь определенное предрасположение к девиации.

Однако такое предрасположение человека реализуется только при неблагоприятных для него условиях среды жизнедеятельности, воспитания, превращаясь в тe самые основы его личности, которые и определяют в последующем негативное (девиантное или делинквентное) поведение.

В основе отклоняющегося поведения человека лежат его биопсихологические характеристики, результаты его социального воспитания, усвоения им негативного социального опыта поведения, а также отрицательно выраженная направленность личности (интересы, потребности, мотивы, цели, идеалы), негативные привычки и возникающие при этом положительные чувства (внутреннее удовлетворение от их проявления), которые выступают регуляторами его антисоциального, аморального поведения, действий и поступков.

Поведение человека становится девиантным постепенно. Основными этапами становления девиантного поведения являются:

  • возникновение противоречия между социальными нормами и личностью;
  • проявление несогласия, отрицание социальных требований ребенком;
  • проявление противозаконных действий (мелкое хулиганство, обман, кражи и т.д.);
  • рецидивы противозаконных действий;
  • накопление опыта асоциального поведения (насилие, хулиганство, проституция и др.);
  • включение в группу с асоциальным поведением;
  • нарушение законов;
  • совершение преступления.

Чтобы эффективно решать вопросы работы с лицами социально-негативного (девиантного) поведения, необходимо выявить основные факторы, обусловливающие их формирование (рис. 1).

К таким группам факторов и их составляющих следует отнести:

  • отклонения в психическом и физиологическом развитии ребенка;
  • низкий уровень интеллектуального развития от рождения или как результат черепно-мозговой травмы;
  • эмоционально обусловленные отклонения и (или) отклонения активно-волевой сферы, способствующие формированию повышенной возбудимости, аффективного поведения, импульсивности в действиях и поступках, жажды наслаждений, злорадства и издевательства над окружающими, деспотизма, бродяжничества и пр.;
  • отклонения в процессе формирования личности, приводящие к сложностям во взаимоотношениях со сверстниками;
  • несоответствие воспитания индивидуальности ребенка. Различные отклонения в развитии ребенка диктуют необходимость их учета в воспитании. Оно должно ориентироваться па сдерживание или стимулирование тех или иных возможностей ребенка в познавательной, чувственной и волевой сферах, развитие компенсаторных возможностей, позволяющих преодолеть недостатки, и пр.
  • несоответствие воспитательного воздействия своеобразию возрастного развития. Так, например, наиболее сложным в воспитании является подростковый, отроческий возраст (11–13, 14–16 лет), называемый переходным.

В социальном плане подростковая фаза – это продолжение первичной социализации. Подростки (как правило, школьники) находятся на иждивении родителей (или государства), главной деятельностью для них является учеба. Это период завершения детства и начала «вырастания» из него.

Юношеский возраст (от 17 до 23 лет) представляет собой в буквальном смысле слова «третий мир», существующий между детством и взрослостью. Биологически это период завершения физического созревания. Большинство девушек и значительная часть юношей вступают в него уже постпубертатными (достигшими полной половой зрелости), однако на его долю выпадает задача многочисленных «доделок» и устранения диспропорций, обусловленных неравномерностью созревания.

К проблемам подросткового возраста, неучет которых приводит к отклоняющемуся поведению, относятся:

  • кризисные явления, характеризующие психофизиологическое развитие в подростковом возрасте: ускоренное и неравномерное развитие организма в период полового созревания; неразвитость сердечнососудистой системы, влияющей на физическое и психическое самочувствие подростка; «гормональная буря» эндокринной системы в период полового созревания, проявляющаяся в повышенной возбудимости, эмоциональной неустойчивости;
  • обострение взаимоотношений со взрослыми, родителями, учителями, выражающееся в «конфликте» морали старших и младших, чувстве взрослости и неприятии требований к себе;
  • стремление заменить отношения с позиции «морали подчинения» на «мораль равенства»;
  • повышенная критичность оценочных суждений и поведения взрослых;
  • изменения в характере взаимоотношений со сверстниками, потребность к общению, стремление к самоутверждению, приводящие порой к негативным формам, и др.

Отметим негативные факторы среды формирования личности.

Семья может выступать фактором негативного формирования личности в следующих условиях:

  • безнравственная обстановка в семье: пьянство, ссоры, драки, грубость во взаимоотношениях, нечестность и пр., что создает негативный пример для подражания, формирует соответствующее мировоззрение;
  • проблемы состава семьи: неполные семьи, семьи с одним ребенком, многодетные семьи, дистантные семьи и др., что ведет к недостатку педагогического влияния на ребенка и формированию его личности со стороны только одного из родителей либо к чрезмерному вниманию и попустительству в процессе воспитания.

Эти негативные факторы влияния семьи способствуют созданию у ребенка отрицательного отношения к дому, семье, родителям, побуждают его стремиться уйти из дома и значительную часть времени проводить вне его.

В этих условиях формируется категория «детей улицы», безнадзорных и беспризорных. Этому способствуют:

  • агрессивная обстановка в доме, грубость по отношению к ребенку;
  • длительное невнимание к его интересам и проблемам, нежелание обращаться с чем-либо к родителю (родителям), видеть в нем (в них) опору, общаться с ним (ними);
  • переключение внимание родителей на свои личные проблемы и предоставление ребенка самому себе в течение длительного времени;
  • перекладывание обязанностей воспитания ребенка на дедушку и бабушку без соответствующей их поддержки (с возрастом пожилые люди оказываются неспособными обеспечивать необходимое воспитательное воздействие на внуков, что и приводит к их безнадзорности);
  • недостатки воспитания, отсутствие у ребенка здоровых интересов, увлечений, усидчивости и пр.

К факторам средового (улицы, города, «стаи» и пр.) воздействия на человека в процессе его развития также относятся:

  • негативные увлечения в домашней обстановке, непедагогическое использование возможностей игры в развитии ребенка и пр.;
  • отрицательное влияние ближайшего окружения, и прежде всего антипедагогическое поведение родителей, взрослых, сверстников и пр.;
  • негативное влияние средств массовой информации, особенно телевидения, видеопродукции.

Имеются и другие средовые факторы, отрицательно сказывающиеся на воспитании человека.

Недостатки в воспитании ребенка, подростка могут быть следующими:

  • ошибки семейного воспитания;
  • тепличные условия, отстранение ребенка от любых жизненных проблем, любой активной деятельности, способствующие формированию черствости, инфантильности и неспособности сопереживать человеческим трудностям и трагедиям, преодолевать жизненные сложности в критической ситуации;
  • ошибки и упущения в процессе обучения и воспитания в образовательном учреждении, особенно в детском саду и школе;
  • негативные нравственные ориентиры воспитания;
  • научение ребенка, подростка определенным негативным моделям жизни и деятельности (самореализации в жизни). В этих условиях личность начинает идентифицировать себя с героями различных приключений, «примерять на себя» различные виды деятельности. Особенно этому способствует телевидение, кино, видеофильмы, которые выступают своего рода «учебниками» различных форм преступной деятельности;
  • средовые отрицательные «ожидания» по отношению к ребенку, подростку из неблагополучной семьи, имеющему негативное товарищеское окружение, нарушающему дисциплину и пр. Такие ожидания часто провоцируют ребенка к правонарушению;
  • приобщение ребенка, подростка к спиртным напиткам, наркотикам, курению, азартным играм;
  • отсутствие единства и согласованности в воспитательной деятельности родителей в семье, во взаимодействии семьи и школы, семьи, школы и административных органов по работе с детьми и подростками и пр.;
  • недостатки системы перевоспитания, исправления правонарушителей и последующей адаптации их в повседневной жизни (социальной среде).

Негативная личностная позиция самого ребенка, подростка проявляется в следующем:

  • отклонения в самооценке подростка: завышенная – ведет к возникновению чрезмерной амбиции и самомобилизации, которая в сочетании с аморальной способностью самовыражения приводит к правонарушениям; заниженная – рождает неуверенность в себе, поведенческий дуализм, раздвоенность личности и создает проблемы для нее в коллективе, сдерживает самовыражение;
  • отклонения в личностных притязаниях подростков. Они, как правило, вытекают из отклонений в самооценке. Притязания предопределяют личную позицию подростка и активность в достижении целей;
  • безразличие к нравственным ценностям и самосовершенствованию. Часто это связано с отсутствием нравственного примера и несформированностью потребности быть лучше;
  • негативно реализуемая потребность в самоутверждении и соперничестве у подростков с отклонением в поведении, нездоровое соперничество. Эти потребности, их направленность в подростковом возрасте предопределяют устремленность подростка к самоактивности;
  • сложность формирования у ребенка, подростка, юноши потребности и активного желания самоисправления;
  • стремление подростка к общению, участию в неформальных молодежных объединениях, в том числе и асоциальной направленности.

Описав основные группы факторов, обусловливающих формирование негативного, отклоняющего поведения детей и подростков, необходимо определить и наиболее важные направления педагогической деятельности по его профилактике и преодолению.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)