Формы социально-педагогической помощи семье

В зарубежной практике накоплен богатый опыт оказания социально-педагогической помощи нуждающимся с использованием долгосрочных и краткосрочных форм работы. Среди краткосрочных форм ученые выделяют кризисинтервентную и проблемно-ориентированную модели взаимодействия.

Кризисинтервентная модель работы с семьей предполагает оказание помощи непосредственно в кризисных ситуациях, которые могут быть обусловлены изменениями в естественном жизненном цикле семьи или случайными травмирующими обстоятельствами.

Такие неблагоприятные периоды сопряжены с возрастными кризисами ребенка, когда в семье усиливаются психолого-педагогические проблемы.

Кризис трех лет связан с процессом формирования основных индивидуально-психологических качеств личности и создания предпосылок для развития социально-нравственных качеств:

  • 7–8 лет – с адаптацией к новому социальному статусу школьника, усвоением нового режима жизни, установлением отношений с учителем, детским коллективом;
  • 12–17 – с самоутверждением, изменением отношений с родителями и миром взрослых в целом;
  • 18–21 – с социальным самоопределением.

Поскольку кризисная ситуация требует быстрого реагирования, ее оценка не предполагает детальной диагностики, при этом внимание фокусируется на масштабах дезадаптации и имеющихся средствах ее преодоления. Социальный педагог использует как внутренние ресурсы семьи, так и внешние формы помощи.

Независимо от того, какие проблемы привели к кризисной ситуации, задача того, кто оказывает помощь, – путем оказания непосредственной эмоциональной поддержки смягчить воздействие стрессового события и мобилизовать усилия семьи на преодоление кризиса.

Интересно
Помощь считается успешной, если удается добиться снижения тревожности, зависимости, психического дискомфорта и других проявлений кризисного состояния, а также если у членов семьи формируется новое понимание возникшей проблемы, развиваются адаптивные реакции, которые могут быть полезны и в будущем.

Нетрудно заметить, что психологическая помощь в стрессовой ситуации оказывается превалирующей. Здесь более оправдано вмешательство профессионального психолога, обладающего большими возможностями психологической реабилитации. Но следует заметить, что помощь в данной ситуации должна быть не столько глубокой (в плане психологии), сколько комплексной и широкой по охвату проблем и участников событий.

Это могут быть члены семьи, неформальные группы поддержки, специализированные учреждения (социальная защита, реабилитационные центры и пр.), чье внимание необходимо привлечь к проблемам семьи и ее нуждам. Задача социального педагога состоит в том, чтобы помочь преодолеть первоначальную реакцию подавленности и растерянности, а в дальнейшем занять активную позицию в реабилитации семьи, сосредотачивая свои усилия на развитии личности каждого из ее членов, поиске адекватных способов социализации и достижении оптимального уровня адаптации в обществе.

Для этого социальный педагог оказывает образовательную помощь, предоставляя семье информацию, касающуюся этапов выхода семьи из кризиса и ее перспектив, и подкрепляя ее документальными фактами.

Кроме того, социальный педагог выступает в качестве посредника между семьей и специалистами, работающими с ней. В то время как медики занимаются лечением, психологи – восстановлением психики, социальный педагог помогает семье преодолеть кризис и начать действовать, например установить связь с другими родственниками, с семьями, испытывавшими подобные затруднения, с организациями, способными предоставить необходимую помощь.

Таким образом, социальный педагог в индивидуальных беседах, через образовательную и посредническую помощь, т.е. косвенным образом, достигает эффекта психологической поддержки, воздействуя на чувства сомнения и страха, которые препятствуют контролю над ситуацией. Семья может быть вовлечена в программу семейной терапии и обучающих тренингов с целью улучшения общения между ее членами и решения скрытых проблем, которые обнаруживаются в кризисной ситуации.

При такой организации помощи не исключается, что отдельным семьям понадобится более глубокое психотерапевтическое воздействие, но вероятность его снижается. Как и кризисинтервентная, проблемно-ориентированная модель взаимодействия относится к краткосрочным стратегиям работы, продолжительность которых не превышает 4 месяцев.

Интересно
Проблемно-ориентированная модель направлена на решение конкретных практических задач, заявленных и признанных семьей, т.е. в центре этой модели находится требование, чтобы профессионалы, оказывающие помощь, концентрировали усилия на той проблеме, которую осознала семья и над которой она готова работать, и это важнее, чем взгляд специалиста на природу, причину самой проблемы.

Такая форма оказания помощи основывается на том, что в определенных условиях большинство проблем люди могут решить или хотя бы уменьшить их остроту самостоятельно.

Отсюда задача социального педагога – создать такие условия. Для диагностического этапа в рамках этой модели характерно то, что социальный педагог сосредотачивает внимание не столько на внутренних особенностях семьи, сколько на ситуации, породившей проблему. Совместно с семьей формулируются конкретные, достижимые цели (например, наладить контакты ребенка с отцом и др.).

Проблемно-ориентированная модель предписывает решать выбранную для работы проблему совместными усилиями. Работа протекает в духе сотрудничества, с акцентом на стимулирование и поддержку способностей членов семьи справляться с их собственными трудностями.

Определяются препятствия, мешающие семье, и используются средства, помогающие решать проблемы. В случае успеха создается положительный опыт для решения последующих проблемных ситуаций самостоятельно. Работа с семьей необходима тогда, когда проблема связана с особенностями взаимодействия между ее членами: это деструктивное отношение к ребенку, неверный стиль воспитания, неудовлетворительный психологический климат семьи и пр.

Ведущим методом проблемно-ориентированной модели является составление контракта (договора) между социальным педагогом, оказывающим помощь, и семьей или ее конкретным представителем.

При составлении контракта задача семьи – определить желательные и осуществимые цели и перспективы предстоящей деятельности, а задача социального педагога – определить предельные сроки, которые будут обязательными и для него, и для семьи, и помочь последней в выборе и осуществлении целей.

Следует подчеркнуть, что соглашения между социальным педагогом и семьей не аналогичны контрактам в бизнесе или брачным договорам. В данном случае стороны несут не правовые, а моральные обязательства, которые закрепляются официальным документом, что повышает эффективность взаимодействия.

Составление контракта – это один из способов реализация на практике важного этического принципа о самоопределении клиентов, заимствованный социальной педагогикой из социальной работы.

Совместная работа над договором поощряет семью активно участвовать в процессе выработки его условий, вовлекает ее в процесс принятия решений. В работе с подростками и юношеством составление контракта играет положительную роль, т.к. придает их отношениям со специалистом «взрослый», деловой характер.

Долгосрочные формы работы, преобладающие в основном в зарубежной практике, требуют продолжительного общения с клиентом (от 4 месяцев и более) и обычно построены на психосоциальном подходе. Основные задачи такого подхода состоят в том, чтобы либо изменить семейную систему, адаптируя ее к выполнению своей специфической функции, либо изменить ситуацию, т.е. другие общественные системы, оказывающие влияние на семью, либо воздействовать на то и другое одновременно.

В условиях низкой мотивации обращения семей именно за социально-педагогической, психологической помощью необходимо применение такой формы работы с семьей, как патронаж. Это одна из форм работы социального педагога, представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь.


В нашей стране патронажный опыт работы существует и реализуется педиатрическими службами, территориальными центрами социального обслуживания пенсионеров и инвалидов. Но медицинские и хозяйственно-бытовые услуги не исчерпывают возможностей патронажа, в его рамках могут осуществляться различные виды образовательной, психологической, посреднической помощи, поэтому посещение семьи на дому является неотъемлемой формой работы и социального педагога.

Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует информировать семью о предстоящем визите и его целях.

При проведении патронажа преследуются определенные цели:

  • диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;
  • контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.;
  • адаптационно-реабилитационные: оказание конкретной образовательной, психологической, посреднической помощи.

Иной подход допустим в отношении асоциальных семей, где обстановка не отвечает нуждам ребенка, а иногда представляет опасность для его жизни. В этом случае социальный педагог, исходя из интересов ребенка, совместно с правоохранительными органами ведет открытый контроль за ходом реабилитационных мероприятий, оказывает необходимое директивное воздействие в условиях низкой реабилитационной активности семьи, в том числе прибегает к карательным мерам, выступая, например, инициатором лишения родителей прав на воспитание ребенка.

Патронажи могут быть единичными или регулярными в зависимости от выбранной стратегии работы (долгосрочной или краткосрочной) с данной семьей.

С запланированной периодичностью проводятся патронажи семей, имеющих конкретные проблемы. Например, неоднократно посещаются семьи, воспитывающие детей-инвалидов первого года жизни, с целью помочь преодолеть психотравмирующую ситуацию рождения больного ребенка, своевременно разрешить ряд социально-правовых вопросов (оформление инвалидности), освоить необходимые навыки по уходу за ребенком и его развитию.

Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и особенно асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой-то мере дисциплинирует их, а также позволяет своевременно выявлять возникающие кризисные ситуации и противодействовать им.

Наряду с патронажем, занимающим важное место в деятельности социального педагога, следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с семьей. Консультирование предназначено в основном для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач.

Социальный педагог, работая с семьей, может использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини-тренинг и пр. При этом консультационная беседа может быть наполнена различным содержанием и выполнять различные задачи – образовательные, психологические, психолого-педагогические.

Если семья не является инициатором взаимодействия с социальным педагогом, консультирование проводят в завуалированной форме. Конечная цель такой работы – с помощью специально организованного процесса общения актуализировать внутренние ресурсы семьи, повысить ее реабилитационную культуру и активность, откорректировать отношение к ребенку.

Наряду с индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые методы работы с семьей (семьями) – тренинги.

Социально-психологический тренинг определяется как область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении. Надо отметить, что в настоящее время цели проводимых тренинговых программ расширились, и тренинг перестал быть только областью практической психологии, заняв достойное место в социальной педагогике, системе образования.

Тренинг представляет собой сочетание многих приемов индивидуальной и групповой работы и является одним из самых перспективных методов решения проблемы психолого-педагогического образования родителей. Эта проблема не теряет своей актуальности в течение последних десятилетий. Особенно остро она стоит в отношении родителей тех детей, которые имеют проблемы психического, физического, социального отклонения от

Образовательные тренинги, пока не получившие должного распространения в нашей стране, должны быть направлены прежде всего на развитие умений и навыков, которые помогают семьям учиться управлять своей микросредой, ведут к выбору конструктивных жизненных целей и конструктивному взаимодействию.

Среди таких навыков надо выделить:

  • коммуникационные умения и навыки: умение «активного слушания», представляющее собой безоценочную реакцию, которая свидетельствует о том, что родители заинтересованно слушают и понимают своего ребенка; отработку приема «Я-сообщения», выражающего личную обеспокоенность родителя возможными последствиями действий ребенка, и др.;
  • психогигиенические приемы преодоления стрессовых ситуаций, а также повседневной саморегуляции, оказания психотерапевтического воздействия на ребенка и др.;
  • психолого-педагогические приемы раннего развивающего обучения, модификации поведения ребенка, игротерапии и др. Используя групповые методы работы, родители обмениваются друг с другом опытом, задают вопросы и стремятся получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль лидера при обмене информацией развивает их активность и уверенность.

Вышеописанные методы: консультативная беседа, образовательный тренинг – являются универсальными, т.е. используются в долгосрочных и краткосрочных формах работы. Итак, в современных условиях семья становится одним из центральных объектов разных областей знания: социальной педагогики, социальной работы, здравоохранения, образования и др. От того, как разрешаются проблем семьи, во многом зависит будущее страны.

Семья имеет свои специфические особенности и требует учета следующих ее характеристик:

  • проблемы отдельных членов семьи всегда являются общей проблемой для семьи как целого;
  • семья – система гомеостатическая, т.е. сложившийся в ней устойчивый баланс отношений имеет тенденцию самовосстанавливаться после каких-либо нарушений;
  • семья – система закрытая, не каждый социальный педагог может туда войти;
  • семья автономна в своей жизнедеятельности. Социальный педагог не может решить за семью все проблемы, он должен лишь активизировать ее внутренние семейные ресурсы, добиться осознания возникшей проблемы, создать условия для ее успешного решения.

Социально-педагогическая деятельность с семьей будет эффективна, если основана на комплексном подходе. Она предполагает изучение и использование данных демографии (изучение рождаемости).

Социальный педагог должен обладать знаниями по социологии и социальной психологии (исследование и анализ удовлетворенности браком и семейными отношениями, причин семейных конфликтов), по педагогике (воспитательная функция семьи), являющейся базой всей его деятельности.

Ему необходимо также знание права; экономики (бюджет семьи); этнографии (быт, культурные особенности); истории и философии (исторические формы семьи, брака, проблемы семейного счастья, долга); религии.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)