Направления социально-педагогической деятельности по профилактике и преодолению девиантного поведения детей и подростков

Выделяют следующие направления в работе по исправлению девиантного поведения воспитуемых:

1. Повышение роли семьи в профилактике воспитания социально отклоняющегося поведения у детей. Подготовка будущих родителей к семейной жизни и воспитанию своих детей.

Она включает изучение основ взаимоотношений в семье:

  • внутрисемейных конфликтов, причин их возникновения, возможностей предупреждения и путей преодоления;
  • основ ведения семейного хозяйства, экономики семьи;
  • основ семейного воспитания на различных этапах возрастного развития ребенка, подростка и др.;
  • основ семейного права, Декларации прав ребенка и других документов, регламентирующих права и обязанности родителей, лиц, их заменяющих.

2. Создание благоприятной нравственной обстановки в семье и во внутрисемейных взаимоотношениях – морально-психологического климата семьи:

  • предупреждение ошибок в семейном воспитании;
  • формирование у ребенка твердых нравственных ориентиров, нравственной позиции;
  • воспитание с раннего детства волевых качеств и чувства собственного достоинства (нравственноволевых качеств);
  • недопущение насилия над ребенком, подавляющего волю либо, наоборот, формирующего культ силы, стимулирующего воспитание агрессивности по отношению к слабым, немощным;
  • недопущение приобщения детей и подростков к спиртным напиткам, курению, азартным играм;
  • побуждение ребенка к самовоспитанию и обучение его методике работы над собой.

3. Повышение воспитательной роли образовательных учреждений в предупреждении и преодолении девиантного поведения детей и подростков.

В школе работают специально подготовленные педагоги. Этим специалистам вверяют детей и подростков для дальнейшего обучения и воспитания. Приоритетным направлением в работе преподавателей является воспитание. Ошибки и упущения в педагогической деятельности преподавателя дорого обходятся их воспитанникам.

Пути повышения воспитательной роли образовательного учреждения представлены ниже:

  • повышение качества подготовки преподавательского состава, формирование у него высокой педагогической культуры;
  • создание в условиях образовательного учреждения наиболее благоприятной обстановки для педагогической деятельности;
  • побуждение преподавательского состава к самосовершенствованию, повышению педагогического мастерства и педагогической культуры;
  • создание при образовательных учреждениях социальной службы, способствующей индивидуализации работы с детьми и подростками, оказывающей помощь учителю и родителям в работе с ними;
  • развитие системы внеучебной воспитательной работы с детьми, подростками в условиях образовательного учреждения;
  • приобщение родителей к участию в воспитательной деятельности, повышение их педагогической подготовки.

4. Развитие целесообразного взаимодействия семьи и школы, семьи, школы и административных органов по месту жительства в предупреждении и преодолении девиантного поведения детей и подростков.

Единство семьи и школы усиливает воспитательное влияние на детей и подростков. С этой целью практикуется:

  • организация методических семинаров при школах для родителей (родительский лекторий, родительский семинар);
  • повышение роли родительских комитетов в жизни школы, детского сада, усиление связи родителей и учителей;
  • создание попечительских организаций при образовательном учреждении, в которые входят и родители;
  • приобщение родителей к активному участию в мероприятиях класса, школы;
  • посещение учителями детей на дому (проявление заинтересованного участия в том, как живут ученики);
  • помощь и поддержка родителей в воспитательной работе с детьми со стороны непосредственно учителя, социального педагога школы.

5. Выявление круга общения и целесообразное управление взаимодействием с ним ребенка в процессе его развития, воспитания.

Значительное влияние на развитие, воспитание ребенка оказывают те люди, которые непосредственно взаимодействуют с ним. Их авторитет, сила, способность внушать, подчинять себе волю ребенка в значительной степени определяют способы и направления воздействия на ребенка, подростка.

Вследствие этого воспитателям необходимо учиться определять круг общения воспитанника и стремиться педагогически правильно управлять процессом его взаимодействия с окружающими людьми.

6. Развитие внешкольной системы консультирования и помощи семье и детям в преодолении девиантного поведения.

В настоящее время создаются как государственные, так и негосударственные центры по работе с семьей. В них работают квалифицированные специалисты, которые готовы провести диагностику и дать рекомендации для работы с детьми, отличающимися девиантным поведением, в домашних условиях либо помогут обратиться в специализированные центры по работе с ними.

7. Повышение роли специальных учреждений по перевоспитанию и исправлению девиантного поведения детей и подростков.

В специализированные воспитательные (перевоспитательные) центры детей направляют специальные комиссии, либо сами дети туда приходят, либо сотрудники центров по рекомендации школы, отдела по работе с несовершеннолетними посещают семьи и приглашают к себе детей.

8. Развитие сети центров по решению социально-педагогических проблем детей, подростков, юношества.

В таких центрах осуществляется педагогическая коррекция, педагогическая реабилитация; решаются медико-социально-педагогические задачи, связанные с преодолением детского и юношеского алкоголизма, наркомании, а также с реабилитацией жертв насилия, социальной виктимологии.

9. Использование позитивных возможностей средств массовой информации и ограждение детей и подростков от их негативного влияния.

Известно о большой роли средств массовой информации (СМИ) в формировании мировоззрения детей и подростков. Современные СМИ дают исключительно разнообразную, многоплановую информацию без учета возраста аудитории. Активно внедряется в быт современной семьи видеотехника с ее огромными информационными возможностями.

Исследования отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют о пагубном влиянии на молодежь информации, пропагандирующей насилие, свободный секс, идеи легкого бизнеса.

Эта информация, бесконтрольно и активно демонстрируемая по всем каналам телевидения и широко представленная в видеокассетах, постепенно формирует образ действий у людей, не имеющих твердых нравственных основ, выступает своего рода учебными пособиями по криминальной деятельности.

10. Приобщение детей и подростков к участию в позитивных общественных центрах, организациях (спортивных, культурно-досуговых, туристских, театральных и др.).

Участие ребят в таких организациях способствует активизации самовоспитания, самовоспитательной деятельности по исправлению и преодолению негативных качеств и привычек, оказывает помощь и поддержку молодому человеку в работе над собой.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)