Деятельность социального педагога с семьей

Объектом воздействия социального педагога могут быть ребенок в семье, взрослые члены семьи и сама семья в целом, как коллектив. Деятельность социального педагога с семьей включает три основные составляющие социально-педагогической помощи: образовательную, психологическую, посредническую.

Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога:

  • помощь в обучении:
  • помощь в воспитании.

Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей.

К наиболее типичным ошибкам в воспитании в семье относятся:

  • недостаточное представление о целях, методах, задачах воспитания;
  • отсутствие единых требований в воспитании со стороны всех членов семьи;
  • слепая любовь к ребенку;
  • чрезмерная строгость;
  • перекладывание забот о воспитании на образовательные учреждения;
  • ссоры родителей;
  • отсутствие педагогического такта во взаимоотношениях с детьми;
  • применение физических наказаний и др.

Поэтому деятельность социального педагога предусматривает проведение широкого просвещения родителей по следующему кругу вопросов:

  • педагогическая и социально-психологическая подготовка родителей к воспитанию будущих детей;
  • роль родителей в формировании у детей адекватного поведения в отношении к сверстникам;
  • значение личного примера и авторитета родителей в воспитании детей, атрибуты роли отца и матери;
  • взаимоотношения различных поколений в семье, методы педагогического воздействия на детей, формирования позитивных отношений между детьми и взрослыми;
  • воспитание детей в семье с учетом пола и возраста;
  • социально-психологические проблемы воспитания «трудных» подростков, проблемы отрицательного влияния безнадзорности и беспризорности на психику ребенка;
  • сущность самовоспитания и его организация, роль семьи в руководстве процессом самовоспитания детей и подростков;
  • поощрение и наказание в воспитании детей в семье;
  • наиболее распространенные ошибки родителей в воспитании детей;
  • особенности воспитания детей с отклонениями в физическом и психическом развитии;
  • трудовое воспитание в семье, помощь ребенку в выборе профессии, проблемы выявления и развития профессиональных склонностей и задатков детей;
  • организация режима труда, учебы, отдыха и досуга детей в семье;
  • подготовка детей дошкольного возраста к занятиям в школе;
  • нравственное, физическое, эстетическое, половое воспитание детей;
  • развитие представлений об общении в детском возрасте;
  • причины и последствия детского алкоголизма, токсикомании, наркомании, проституции, роль родителей в имеющейся детской патологии, связь здоровья детей с асоциальными пристрастиями их родителей.

Наряду с передачей родителям такого рода знаний, социальные педагоги могут организовать еще и практические занятия, помогающие в значительной мере упорядочить быт семьи и повысить ее социальный статус.

Социальными умениями, приобретенными в процессе практических занятий, могут быть: умение вести домашний бюджет, рациональное ведение домашнего хозяйства, навыки домоводства, правильного питания детей разных возрастов, навыки в области санитарии и гигиены, этики семейной жизни, культуры взаимоотношений между членами семьи, адекватного социального реагирования на проблемные ситуации и др.

Помощь в воспитании проводится социальным педагогом в первую очередь с родителями – путем их консультирования, а также с ребенком – посредством создания специальных воспитывающих ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.

Основными сферами семейной жизни, в которых реализуется воспитательная функция, являются сферы родительского долга, любви и интереса.

Отсутствие активной содержательной жизнедеятельности в этих сферах лишает семью возможности эффективного влияния на детей. Акцентирование внимания на какой-то одной из сфер в ущерб другим искажает воспитательный процесс, лишает его полноты и целостности.

Интересно
Содержание сферы долга раскрывается через ответственность взрослых и детей за характер жизни и нормальное функционирование семьи. Если нарушены отношения в этой сфере, то социальному педагогу следует оказать помощь в формировании нравственного сознания детей и родителей через бытовую требовательность, взаимную ответственность и уважение.

Сфера долга тесно переплетается со сферой интереса. Общий семейный интерес объединяет и сплачивает родителей и детей в дружный коллектив на основе совместной увлекательной деятельности. Если в семье деформирована данная сфера, то социальному педагогу необходимо возбудить интерес у ребенка – от выполнения домашних обязанностей и проявления заинтересованности в бытовой добросовестной работе до совместного семейного интереса к активному отдыху: к труду на приусадебном участке, к туристическим походам, длительным прогулкам на природе, к занятию спортом и т.д.

Главное, чтобы увлеченность, рожденная интересом, могла свободным внутренним побуждением сливаться у всех членов семьи с чувством ответственности и долга. Сферы долга и интереса не могут существовать вне отношений любви, придающей семье черты индивидуальности, формирующей в ребенке тонкие человеческие чувства и качества, гуманную сущность личности.

Атмосфера любви органически впитывается ребенком и формирует его эмоциональноволевое отношение к жизни. Если в семье нарушены отношения в этой сфере, то социальный педагог работает с эмоциональным настроем семьи, с формированием у ее членов уважительного и заботливого отношения друг к другу, помогает возродить родительскую любовь через проявление чувства гуманизма ко всему живому, к обществу, к своей семье.

При этом родителям необходимо осознать, что подлинная любовь – это проявление одновременно справедливости и требовательности, предоставление ребенку самостоятельности и условий для самоутверждения.

Таким образом, развитие всех основных сфер жизни семьи в их органическом взаимопроникновении и взаимодействии позволяют наиболее эффективно осуществлять воспитательную функцию.

Если родители не добиваются позитивного результата в воспитании, то в семье используются неадекватные методы воспитания. Социальному педагогу необходимо разобрать с родителями применяемые в их семье методы воспитания и помочь определить наиболее адекватные.

Известно, что методы семейного воспитания можно разделить на две группы. Первую группу составляют методы повседневного общения, делового, доверительного взаимодействия и взаимовоздействия. В эту группу входят метод уважения детской личности и метод убеждения.

Социальный педагог должен показать родителям, что реализовывать этот метод можно через такие приемы, как обсуждение разнообразных вопросов жизни в доверительном разговоре, понимание, доверие, побуждение, сочувствие, предостережение, критика.

Вторую группу составляют методы педагогического и психологического воздействия воспитателя на личность ребенка в целях коррекции его сознания и поведения. Этими методами могут пользоваться родители, если у ребенка возникают какие-либо проблемы.

Данная группа включает в себя метод обращения к сознанию, метод обращения к чувству, метод обращения к воле и поступку. Обращаться к сознанию ребенка можно через пример, разъяснение, возбуждение психического состояния радости, актуализацию мечты, снятие напряжения в отношениях.

К чувствам ребенка обращаются либо родители, либо социальные педагоги через обращение к совести, чувству справедливости, эстетическому чувству, к самолюбию, состраданию и милосердию, страху и бесстрашию, отвращению и брезгливости, а обращение к воле и поступку требует от педагога внушения, упражнения, поощрения, наказания.

Таким образом, подсказанная родителям система методов и приемов в воспитательном процессе должна быть трансформирована, воплощена в реальные отношения, которые образуют воспитательную среду, комфортную для всех членов семьи. Существующие в семье проблемы могут быть связаны с неправильно выбранными тактиками семейного воспитания.

Тогда социальный педагог помогает осознать особенности таких негативных тактик, как «диктат», «опека», «конфронтация», «мирное сосуществование», и помочь овладеть позитивной тактикой семейного воспитания, так называемой «тактикой сотрудничества».

Психологическая составляющая социально-педагогической помощи включаете себя 2 компонента: социально-психологическую поддержку и коррекцию. Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса.

Психологическую поддержку семьям, испытывающим различные виды стресса, социальный педагог может осуществлять, если у него есть дополнительное психологическое образование; кроме того, эту работу могут выполнять психологи и психотерапевты.

Наиболее эффективна такая помощь, когда она оказывается комплексно:

  • социальный педагог определяет проблему, анализируя межличностные отношения семьи, положение ребенка в семье, отношения семьи с обществом;
  • психолог посредством психологических тестов и других методик выявляет те психические изменения каждого члена семьи, которые приводят к конфликту;
  • психиатр или психотерапевт проводит лечение.

Коррекцию межличностных отношений осуществляют в основном тогда, когда в семье имеет место психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно-психического и физического состояния. До недавнего времени этому явлению не уделялось должного внимания. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.

Социальный педагог должен так скорректировать отношения в семье, чтобы все необходимые меры для обеспечения в ней установленного порядка и дисциплины поддерживались с помощью методов, основанных на уважении человеческого достоинства ребенка в соответствии с Конвенцией о правах ребенка.

В отличие от психотерапии социально-психологическая коррекция вскрывает конфликты внутрисемейных взаимоотношений и отношений между семьей и обществом. Цель ее заключается в том, чтобы помочь членам семьи понять, как они взаимодействуют друг с другом, а затем способствовать улучшению этих взаимодействий.

Посреднический компонент социально-педагогической помощи включает в себя 3 составляющие: помощь в организации, координации и информировании.

Помощь в организации связана с семейным досугом: это организация выставок-продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов, клубов по интересам, семейных праздников, конкурсов, курсов по ведению домашнего хозяйства, «клубов знакомств», летнего отдыха и др.

Помощь в координации направлена на активизацию работы различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка в ней. Такими проблемами могут быть: – передача ребенка на воспитание в приемную семью.

В идеале социальный педагог должен провести обследование этой семьи, психологического климата в ней. После того как принято решение о передаче ребенка, необходимо регулярно патронировать эту семью, говорить с ребенком, родителями, чтобы убедиться, что ребенку там хорошо. Если появляется проблема в адаптации этого ребенка в новой для него семье, социальные педагоги должны включиться в ее разрешение с целью обеспечения полноценного ухода за ребенком.

Если у ребенка есть настоящие родители, социальный педагог, кроме того, должен поддерживать связь и с истинными родителями, с тем чтобы дать им возможность подготовиться (в случае благополучия семьи) к возвращению ребенка.

Вместе с тем цель социально-педагогической деятельности состоит в том, чтобы помочь членам биологической семьи оставаться вместе в период роста и развития ребенка – усыновление ребенка, которое предполагает постоянный уход за нуждающимися детьми. Оно предоставляет новым родителям права, которыми обладали биологические родители.

Но кроме прав они наделяются и обязанностями, выполнение которых должен контролировать социальный педагог – помещение детей в приюты. Приют, в отличие от детского дома, является местом временного пребывания, поэтому ребенок должен находиться там ровно столько, сколько необходимо для решения его главных проблем.

За этот срок социальные педагоги обязаны выяснить данные о месте прежнего проживания ребенка, причины его безнадзорности, осуществить розыск родителей или лиц, их заменяющих, родственников, сообщить им о его нахождении в приюте, содействовать коррекции взаимоотношений в семье, а также возвращению ребенка в семью, помочь в трудоустройстве и решении материальных и жилищных проблем.

Другой тип приютов – приют для женщин, подвергшихся избиению, и их детей, а также для несовершеннолетних мам, вынужденных уйти из дома. Это так называемая «социальная гостиница». Такие приюты предоставляют место и питание на короткое время, обеспечивают консультирование.

В реальной жизни определилось несколько вариантов положения детей, требующего действенного вмешательства:

  • ребенок категорически отказывается жить дома, в то время как родители настаивают на его возвращении;
  • ребенок ночует под одной крышей с теми, кого трудно назвать семьей;
  • ребенок месяцами живет в больнице – он не сирота, и поэтому не может быть помещён в детский дом;
  • ребенок попадает с улицы за решетку приемника-распределителя;
  • подросток убегает из детского дома.

К сожалению, законы не в состоянии предусмотреть эти случаи и лишь ограничивают отношения между учреждением и ребенком словосочетанием «не имеет права»: приют не имеет права забрать ребенка от избивающих его родителей, приемник-распределитель не имеет права дать убежище уставшему от скитания по подвалам ребенку, детский дом не имеет права принять ребенка без документов и т.д. – помещение ребенка на институциональное попечение – в детский дом, школу-интернат, «лесную школу», семейные детские дома, которые могут быть созданы государственными службами или частными организациями, не извлекающими из этого прибыли.

Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты и проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться как жилищного, семейнобрачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, инвалидов, так и проблем, которые существуют внутри семьи.

Такая помощь оказывается любому члену семьи, в том числе и детям, с которыми плохо обращаются или о которых не заботятся. Плохое обращение означает нанесение телесных повреждений, насилие или непосильный труд. Отсутствие заботы подразумевает пренебрежительное отношение к уходу за ребенком, включающему питание, медицинскую помощь. Как крайнюю меру этот вид помощи предусматривает рекомендации на лишение родительских прав, передачу ребенка в интернатные учреждения.

Однако эта мера должна применяться в исключительных случаях, так как для эмоционального здоровья ребенка очень важна атмосфера семьи.

Социальный педагог при работе с семьей выступает в трех основных ролях:

  1. Советник – информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.
  2. Консультант – дает консультации по вопросам семейного законодательства, вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.
  3. Защитник – заботится о правах ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами – неустроенностью быта, отсутствием внимания, человеческого отношения родителей к детям.

Чтобы помочь детям остаться в семье, социальные педагоги вначале наблюдают за тем, что происходит дома, консультируют детей и родителей, информируют родителей о правовых требованиях и используют судебные санкции как средство мотивации к позитивному изменению жизни ребенка.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)