Законодательная база социальной педагогики

Защита прав ребенка – важнейшая внутригосударственная и международно-правовая задача. В преамбуле к Декларации прав ребенка говорится, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения».

Международно-правовая защита детства и юношества ведет свое начало от Женевской декларации ребенка 1824 г., принятой Ассамблеей Лиги Наций. В преамбуле к данной Декларации говорится, что люди – мужчины и женщины, признавая обязательным дать детям самое лучшее, провозглашают это как свою обязанность.

Детям необходимо предоставить все необходимое для их нормального развития как в области материальной, так и духовной. В Женевской декларации, как и в любой иной международной декларации, не содержалось обязательных нормативных предписаний для стран-участниц, и все же это было большое достижение: ребенок стал объектом международно-правовой защиты.

Лига Наций – первая всемирная организация, в цели которой входило сохранение мира и развитие международного сотрудничества. Формально она была основана 10 января 1920 г. и прекратила существование 18 апреля 1946 г. в связи с образованием Организации Объединенных Наций.

Наиболее важными документами, устанавливающими международные стандарты в области прав ребенка, являются:

  • Декларация прав ребенка, принятая 20 ноября 1959 г. на пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН;
  • Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. (вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.).

Декларация ребенка 1959 г. зафиксировала положение о необходимости защиты прав и интересов детей, сохранив преемственность и конкретизируя положения Женевской декларации о правах детей 1924 г. Декларация провозглашает равные права детей в области воспитания, образования, обеспечения, физического и духовного развития независимо от расы, цвета кожи, родного языка, религиозных, политических или иных убеждений, национальной принадлежности, общественного происхождения, имущества, рождения и др.

Она призывает родителей, общественные организации, правительства признать права детей и всемерно содействовать претворению их в жизнь. Во многих государствах принципы Декларации прав ребенка закреплены конституциями и документами различных государственных и общественных организаций.

Отмечая двадцатую годовщину принятия Декларации прав ребенка, ООН провозгласила 1979 г. Международным годом ребенка. В ознаменование этого было проведено множество мероприятий, выдвинут ряд правовых инициатив, в том числе и внесенное в 1978 г. Польшей предложение рассмотреть в Комиссии по правам человека ООН проект Конвенции о правах ребенка.

Работа над текстом проекта Конвенции велась 10 лет и завершилась в 1989 г., ровно через 30 лет после принятия Декларации прав ребенка.

Конвенция о правах ребенка 1989 г. в качестве основного принципа защиты прав детей провозгласила признание приоритета интересов детей. При этом выделяется требование особой заботы общества о социально уязвимых группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах.

Государства-участники Конвенции взяли на себя обязательство принимать необходимые законодательные и административные меры для обеспечения такой защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания и такой заботы о нем, которая необходима для его благополучия.

Конвенция о правах ребенка явилась первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права и обеспечивались механизмами международно-правовой защиты.

Во время работы над Конвенцией и после ее принятия Генеральной Ассамблеей были организованы совещания, в которых участвовали организации, органы и специализированные учреждения ООН с целью привлечь внимание к этому документу и распространить информацию о нем. Это дало блестящие результаты, и 26 января 1990 г. началось подписание Конвенции.

В первый день документ подписало 61 государство, что дало основание для его быстрой ратификации. После ратификации Конвенции двадцатью государствами, в том числе и нашей страной, она вступила в силу 2 сентября 1990 г. и стала частью международного права для этих государств.

После этого появилась возможность выполнить процедуры, необходимые для создания Комитета по правам ребенка и избрания в него десяти независимых экспертов. Комитет должен рассматривать доклады государств-участников Конвенции о мерах по выполнению ее установлений. На основании изучения этих докладов каждые 5 лет Комитет делает замечания, предложения и рекомендации, адресованные государствам-участникам Конвенции.

Интересно
Если какое-либо государство не выполнило в должной мере рекомендации, которые были даны при рассмотрении доклада Комитетом, то Генеральная Ассамблея может принять резолюцию, по которой этому государству трудно будет рассчитывать на моральную и материальную помощь со стороны других государств-участников Конвенции и международных организаций.

Поэтому правительства странучастниц Конвенции должны со всей серьезностью относиться к выполнению всех правил и постановлений Конвенции и рекомендаций Комитета, чтобы избежать возможного ухудшения положения нуждающихся в помощи детей в своих странах.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)