Психологическая помощь в случаях суицидально-ориентированного поведения

Исключительно ответственным этапом профилактики самоубийств выступает помощь суициденту со стороны эмоционально близких и значимых лиц.

Существует четыре основных метода оказания психологической помощи человеку, думающему о суициде:

  1. Своевременная диагностика и соответствующее лечение суицидента.
  2. Активная эмоциональная поддержка человека, находящегося в состоянии депрессии.
  3. Поощрение его положительных устремлений, чтобы облегчить ситуацию.
  4. Обучение социальным навыкам и умениям преодоления стресса.

Стремясь оказать человеку первичную психологическую помощь, важно соблюдать следующие правила:

  • будьте уверены, что вы в состоянии помочь;
  • набирайтесь опыта у тех, кто уже был в такой ситуации;
  • будьте терпеливы;
  • не старайтесь шокировать или угрожать человеку, говоря: «Пойди и сделай это»;
  • не анализируйте его поведенческие мотивы, говоря: «Вы так чувствуете себя, потому что…»;
  • не спорьте и не старайтесь образумить человека, говоря: «Вы не можете убить себя, потому что…»;
  • делайте все от вас зависящее, но не берите на себя персональную ответственность за чужую жизнь.

Главным в преодолении кризисного состояния человека является индивидуальная профилактическая беседа с суицидентом. Следует принять во внимание то, что в беседе с любым человеком, особенно с тем, кто готов пойти на самоубийство, важно уделить достаточно внимания активному выслушиванию.

Активный слушатель – это человек, который слушает собеседника со всем вниманием, не осуждая его, что дает возможность его партнеру выговориться без боязни быть прерванным.

Активный слушатель в полной мере понимает чувства, которые испытывает его собеседник, и помогает ему сохранить веру в себя, он должен способствовать тому, чтобы собеседник был уверен в том, что его высказывания о желании умереть услышаны и поняты.

Рекомендации по проведению беседы:

  • разговаривайте в спокойном месте, чтобы избежать возможности быть прерванным в беседе;
  • уделяйте все внимание собеседнику, смотрите прямо на него, удобно, без напряжения расположившись напротив, но не через стол;
  • пересказывайте то, что собеседник рассказал вам, чтобы он убедился: вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили мимо ушей;
  • дайте возможность собеседнику высказаться, не перебивайте его и говорите только тогда, когда он замолчит;
  • говорите без осуждения и пристрастия, что способствует усилению у собеседника чувства собственного достоинства; произносите только позитивно-конструктивные фразы («мгновенный рефрейминг»).

Оказание первичной психологической помощи суициденту

При проведении беседы нужно руководствоваться следующими принципами:

  1. При выборе места беседы главное, чтобы не было посторонних лиц (никто не должен прерывать разговора, сколько бы он ни продолжался).
  2. Желательно спланировать встречу в свободное время, с большим временным потенциалом.
  3. В процессе беседы целесообразно не вести никаких записей, не посматривать на часы и тем более не выполнять какие-либо «попутные» дела. Надо всем своим видом показать суициденту, что важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.

Профилактическая беседа должна включать в себя четыре этапа:

Начальный этап – установление эмоционального контакта с собеседником, взаимоотношений «сопереживающего партнерства». Важно выслушать суицидента терпеливо и сочувственно, без критики, даже если вы с чем-то и не согласны (т.е. нужно дать человеку возможность выговориться). В результате вы будете восприниматься как человек чуткий, заслуживающий доверия.

Второй этап – установление последовательности событий, которые привели к кризису; снятие ощущения безысходности.

Имеет смысл применить следующие приемы:

  • «преодоление исключительности ситуации»;
  • «поддержка успехами» и др.

Третий этап – совместная деятельность по преодолению кризисной ситуации. Здесь используются:

  • «планирование», т.е. побуждение суицидента к словесному оформлению планов предстоящих поступков;
  • «держание паузы» – целенаправленное молчание, чтобы дать ему возможность проявить инициативу.

Завершающий этап – окончательное формулирование плана деятельности, активная психологическая поддержка суицидента.

Целесообразно использовать следующие приемы:

  • «логическая аргументация»;
  • «рациональное внушение уверенности».

Если в ходе беседы человек активно высказывал суицидальные мысли, то его необходимо немедленно и с сопровождающим направить к психиатру в ближайшее лечебное учреждение.

Если такой возможности нет, суицидента целесообразно во что бы то ни стало убедить в следующем:

  • тяжелое эмоциональное состояние – явление временное;
  • его жизнь нужна родным, близким, друзьям и уход его из жизни станет для них тяжелым ударом;
  • он имеет право распоряжаться своей жизнью, но решение вопроса об уходе из нее, в силу его крайней важности, лучше отложить на некоторое время, спокойно все обдумать и т.д. Если человек совершил неудачную попытку самоубийства, то риск повторной попытки очень высок. Причем наибольшая ее вероятность – в первые два месяца.

Жизненные ситуации, толкающие некоторых людей к самоубийству, как правило, не содержат в себе ничего необычного. Почему одни люди, сталкиваясь с проблемой, начинают думать о суициде, тогда как другие пытаются решить проблему или просто примиряются с неприятной ситуацией? К сожалению, мы не знаем точного ответа на этот вопрос, однако данные клинических исследований позволяют выдвинуть некоторые предположения.

Суицидальные индивидуумы склонны преувеличивать размах и глубину проблем, в результате чего даже самые заурядные, ничтожные трудности воспринимаются ими как неразрешимые проблемы.

Кроме того, эти люди крайне неуверены в собственных силах и считают себя неспособными справиться с трудностями. И наконец, они склонны проецировать результирующую картину собственного поражения в будущее. Иначе говоря, они демонстрируют все признаки когнитивной триады, а именно преувеличенно негативное восприятие мира, собственной персоны и своего будущего.

Другая отличительная особенность суицидента заключается в том, что смерть для него является приемлемым и даже желанным способом избавления от трудностей («Если бы я умер, я бы не мучился сейчас этими проблемами»).

Среднестатистический индивидуум, не имея готового решения проблемы, хотя и огорчается, но в целом вполне терпимо относится к отсутствию определенности: «Может, я решу проблему, а может – нет». Более того, он пытается опробовать различные решения.

Суицидальный же индивидуум чрезвычайно плохо переносит неопределенные ситуации. Если он не может сразу решить проблему, ему рисуется цепь будущих неурядиц и поражений, и в его сознании вспыхивает идея: «Единственный выход – смерть».

Порожденное этой идеей желание смерти может достигать фантастических размеров. Для такого человека суицид является своего рода наркотиком, единственно возможной и желанной формой «избавления».

Именно склонность к самоубийству должна быть основной мишенью терапии. Один из многообещающих терапевтических подходов состоит в том, чтобы научить пациента: а) думать об иных способах решения проблемы и б) отвлекаться от суицидальных желаний.

Метод когнитивной репетиции также может быть использован в работе с такими пациентами. При этом человек должен:

  • представить себя в безвыходной ситуации;
  • прочувствовать отчаяние и суицидальные импульсы;
  • попытаться выработать возможные решения проблемы, несмотря на давление суицидальных желаний.

После этого суициденту дается задание опробовать эту технику в реальных жизненных ситуациях. Он должен погрузиться в неприятную ситуацию (например, ситуация конфронтации с супругом) и затем попытаться найти реалистические способы решения возникших проблем.

С целью оказания людям, склонным к суициду, социальной поддержки может проводиться социально-психологический тренинг проблем, т.е. тренинг разрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, индивидуальных и групповых психокоррекционных занятий по повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии. Кроме того, необходимо развивать навыки практического применения активной стратегии решения проблем, совершенствования поиска социальной поддержки.


В таких случаях уместна психологическая коррекция пассивной стратегии избегания, совершенствование самоконтроля. Замена и анализ позиции «значимых других», выработка мотивации на достижение успеха могут быть основаны на тренинге поведенческих навыков.

Интересно
Профилактика самоубийств заключается не в избегании конфликтных ситуаций (по мнению И.С. Кона, это просто невозможно), а в создании такого психологического климата, чтобы человек не чувствовал себя одиноким, непризнанным и неполноценным.

В девяти случаях из десяти покушения на самоубийство – это не желание покончить счеты с жизнью, а крик о помощи (Г. Отто). О подобных желаниях суициденты говорят и предупреждают заранее; 80 % суицидных попыток совершается дома, в дневное или вечернее время, когда кто-то может вмешаться.

Многие из них откровенно демонстративны, адресованы кому-то конкретному, иногда можно даже говорить о суицидальном шантаже. Тем не менее все это чрезвычайно серьезно и требует чуткости и внимания учителей, родителей и психологов-консультантов.

В 1950 г. в США профессионалы в области психического здоровья основали первую телефонную линию доверия для людей, находящихся в бедственном положении. На прямом проводе круглосуточно дежурят психиатры или специальным образом подготовленные люди, которые внимательно выслушивают отчаявшихся и объясняют им, как можно получить профессиональную помощь.

Несмотря на определенную помощь, оказываемую анонимным абонентам, исследования показали, что достаточно много людей просто не пользуются этой службой. Например, молодые женщины звонят гораздо чаще, чем мужчины, а ведь именно последние имеют больший риск суицида.

Во многих учебных заведениях внедряются программы по обучению студентов и преподавателей выявлению предполагаемых суицидентов. Однако эти новые программы еще не доказали своей эффективности среди молодежи.

Другой превентивной мерой является ограничение доступа предполагаемых суицидентов к средствам, с помощью которых можно легко убить себя. Эти меры служат барьером, не позволяющим людям легко спрыгнуть с моста; в частности, ограничение доступа к огнестрельному оружию доказали свою эффективность в снижении уровня суицидов в обществе.

Такие методы позволяют создать препятствия на пути немедленного суицида, вследствие чего суицидальные мысли могут измениться и решимость совершить самоубийство исчезнет. Препятствия также нередко позволяют случайному спасателю физически вмешаться в ситуацию.

Суицид оказывает разрушительное влияние на друзей и родственников суицидента. Умышленная, неожиданная и насильственная смерть человека часто заставляет других чувствовать беспомощность и отверженность. Члены семьи и друзья испытывают стресс при обнаружении трупа.

Родители часто страдают от выраженного чувства стыда и вины. Так как суицид рассматривается как социальная стигма, то пережившие его стараются избегать общения с другими людьми, также как и окружающие избегают общения с ними.

Между тем исследования показывают, что пережившие суицид проходят сквозь такие же психологические проблемы, что и люди, потерявшие своих близких, но в конце концов оправляются от своих печалей. Группы поддержки могут играть положительную роль в психологическом восстановлении жертв неудавшегося суицида.

Таким образом, психологическая помощь лицам, склонным к суициду, является многогранным, четко организованным процессом. Она должна быть направлена на выяснение причин, которые привели человека к кризису, на организацию совместной деятельности с суицидентом по преодолению сложившейся ситуации.

Активная психологическая поддержка способна помочь человеку преодолеть желание совершить самоубийство. По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире ежегодно около 400…500 тыс. человек кончают жизнь самоубийством, а число попыток – в десятки раз больше. Количество самоубийств в европейских странах примерно в три раза превышает число убийств.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)