Социально-психологические аспекты понимания в коммуникации

В социальной психологии отмечается ряд факторов, влияющих на понимание в процессе коммуникации.

Приведем их краткое описание:

  • Отношения друг к другу партнеров по совместной деятельности. Каждый из них является активным субъектом и предполагает активность также в своем партнере, т. е. рассматривает его как субъекта, направляя информацию которому, необходимо анализировать его мотивы, цели, установки, «обращаться» к нему (В.Н. Мясищев). В ответ на посланную информацию будет получена новая информация, исходящая от другого партнера. В коммуникативном процессе происходит активный обмен значимой информацией. Люди не просто «обмениваются» значениями, но стремятся при этом выработать общий смысл.
  • Взаимное влияние. В коммуникации происходит психологическое воздействие одного коммуниканта на другого в целях изменения его поведения, представлений, знаний о чем-либо. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось такое воздействие: изменился ли при обмене информацией тип отношений между участниками коммуникации, например, возникло (или нет) доверие между ними и, как следствие, взаимопонимание.
  • Общий язык. Понимание как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда коммуникатор и реципиент обладают единой или сходной системой кодирования и декодирования, т. е. говорят на одном языке. При этом коммуникатор и реципиент в коммуникативном процессе постоянно меняются местами. Обмен информацией между ними возможен лишь при условии, что знаки и закрепленные за ними значения известны всем участникам коммуникативного процесса. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность понимать друг друга. В лингвистике существует термин «тезаурус» — общая система значений, принимаемых всеми членами группы. Но даже зная значения одних и тех же слов, люди могут понимать их неодинаково по самым разным причинам (изза социальных, политических, возрастных особенностей). Поэтому у общающихся должны быть идентичны лексическая и синтаксическая системы и одинаковое понимание ситуации общения. А это возможно лишь в случае включения коммуникации в некоторую общую систему деятельности.
  • Коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер.

Социальные барьеры в коммуникации возникают при отсутствии общего понимания ситуации общения между ее участниками по причине их языковых, а также политических, религиозных, профессиональных и других социальных различий. Эти различия порождают разное понимание одних и тех же понятий и различное мировоззрение участников коммуникации. Барьеры психологического характера возникают вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся (чрезмерная застенчивость, скрытность, необщительность) или в силу сложившихся между ними негативных отношений (неприязнь, недоверие и т. п.).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)