Составляющие педагогической техники
Остановимся подробно на описании некоторых составляющих педагогической техники, организующих речевое поведение учителя. Речь и голос педагога. Центральным звеном педагогической техники является речь преподавателя и голос как инструмент ее реализации.
Преподаватель в своей деятельности пользуется как письменной, так и устной речью:
- задачи письменной речи направлены на точность, лаконичность изложения учебной информации;
- задачи устной речи вытекают из необходимости осуществлять продуктивное общение с воспитанниками.
Оба вида речи должны соответствовать требованиям:
- полноценного восприятия, осознания и закрепления информации;
- рациональной организации взаимодействия. Вычленяют несколько особых характеристик речи.
Правильность речи – соответствие литературным нормам, под которыми понимается единственная возможность или предпочтительный вариант правильного применения слова. Норма речи выступает как регулятор речевого поведения. Точность речи – строгое соответствие слов обозначаемым предметам и явлениям.
В качестве средств точной речи рассматривают:
- правильное словоупотребление;
- избегание тех слов и выражений, которые не передают точный смысл сказанного;
- знание и правильное разграничение многозначности слов;
- четкое разграничение однокоренных слов, близких по смыслу, а также омонимов;
- точное понимание значения и сферы применения архаизмов, профессиональных и иностранных слов и т. д.
Выразительность — особенности речи, поддерживающие внимание и интерес к ней.
На выразительность влияют:
- интерес говорящего к содержанию собственной речи и собеседнику;
- хорошее знание языковых норм;
- сознательное стремление к точности;
- использование в практике совокупности выразительных средств (правильная ритмикоинтонационная организация, которая выражается в умении применять паузы, использовать логические ударения, соблюдать соответствующий темпоритм).
Коммуникативная уместность – соответствие произносимого педагогом текста стоящей перед ним педагогической задаче. На восприятие информации влияют такие показатели речи, как скорость, громкость и отчетливость, которые выражают психологические особенности учителя.
Так, скорость речи соответствует темпераменту и в целом жизненному темпу человека:
- уверенный в себе говорит легко, течение речи равномерное;
- робкий говорит невыразительно;
- у возбужденного речь прерывистая.
Громкость речи считают показателем жизненной энергии, а отчетливость – внутренней дисциплины, стремления показать другим свою жизненную позицию. Мимика и пантомимика. Еще один элемент педагогической техники – это мимика и пантомимика, которые являются средствами невербальной коммуникации. Выразительное поведение значительно усиливает эффективность восприятия получаемой информации. С помощью мимики учитель передает свое эмоциональное состояние.
Характерные смыслы мимических проявлений:
- насупленные брови воспринимаются как гнев или презрение;
- широко раскрытые глаза – показатель радости;
- рот плотно сомкнут – значит, от учителя не жди хорошей оценки, он рассержен, недоволен;
- тусклые глаза – показатель его безразличия, усталости;
- поднятые вверх брови – признак удивления, интереса.
Во время общения немаловажную роль играет так называемый контакт глаз, и поэтому в технологии общения существует множество приемов, позволяющих педагогу разумно его использовать. Например, чтобы установить первичный контакт, рекомендуется найти себе среди аудитории единомышленников и переводить взгляд с одного ученика на другого в первые 15 секунд общения. Во время работы с аудиторией на учебном занятии учитель не обходится без пантомимики. Жестикуляция его бывает разнообразной, с ее помощью он выражает оценку, доверие или недоверие к аудитории, описательные жесты помогают выразительному объяснению материала, начало и завершение учебного занятия сопровождаются жестами приветствия и прощания, а когда предъявляется требование, то оно сопровождается утвердительными жестами.
По характерным признакам посадки тоже судят об эмоциональном состоянии человека:
- если сложил руки куполом, то он, скорее всего, закрывается от общения;
- «наполеоновская» поза учителя, стоящего со скрещенными на груди руками, является демонстрацией превосходства;
- если педагог заходит в аудиторию, тяжело ступая, то, возможно, он в гневе от невыполненного домашнего задания.
Все невербальные средства учителя полифункциональны и направлены на взаимопонимание с ученической аудиторией в момент передачи информации.
При этом они выполняют двойную роль:
- своеобразного индикатора психических состояний субъектов взаимодействия, позволяющего поддерживать оптимальный психологический контакт между педагогом и учениками;
- вспомогательного средства для уточнения понимания вербальной информации.
- Развитие коммуникативной компетенции в групповой работе
- Особенности деловой игры
- Коммуникативная компетентность педагога
- Нерефлексивное и рефлексивное слушание
- Умение слушать
- Умение задавать вопросы
- Задачи профессиональной педагогической деятельности
- Функции профессиональной педагогической деятельности
- Коммуникативная компетенция в структуре общих компетенций
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу