Составляющие педагогической техники

Остановимся подробно на описании некоторых составляющих педагогической техники, организующих речевое поведение учителя. Речь и голос педагога. Центральным звеном педагогической техники является речь преподавателя и голос как инструмент ее реализации.

Преподаватель в своей деятельности пользуется как письменной, так и устной речью:

  • задачи письменной речи направлены на точность, лаконичность изложения учебной информации;
  • задачи устной речи вытекают из необходимости осуществлять продуктивное общение с воспитанниками.

Оба вида речи должны соответствовать требованиям:

  • полноценного восприятия, осознания и закрепления информации;
  • рациональной организации взаимодействия. Вычленяют несколько особых характеристик речи.

Правильность речи – соответствие литературным нормам, под которыми понимается единственная возможность или предпочтительный вариант правильного применения слова. Норма речи выступает как регулятор речевого поведения. Точность речи – строгое соответствие слов обозначаемым предметам и явлениям.

В качестве средств точной речи рассматривают:

  • правильное словоупотребление;
  • избегание тех слов и выражений, которые не передают точный смысл сказанного;
  • знание и правильное разграничение многозначности слов;
  • четкое разграничение однокоренных слов, близких по смыслу, а также омонимов;
  • точное понимание значения и сферы применения архаизмов, профессиональных и иностранных слов и т. д.

Выразительность — особенности речи, поддерживающие внимание и интерес к ней.

На выразительность влияют:

  • интерес говорящего к содержанию собственной речи и собеседнику;
  • хорошее знание языковых норм;
  • сознательное стремление к точности;
  • использование в практике совокупности выразительных средств (правильная ритмикоинтонационная организация, которая выражается в умении применять паузы, использовать логические ударения, соблюдать соответствующий темпоритм).

Коммуникативная уместность – соответствие произносимого педагогом текста стоящей перед ним педагогической задаче. На восприятие информации влияют такие показатели речи, как скорость, громкость и отчетливость, которые выражают психологические особенности учителя.

Так, скорость речи соответствует темпераменту и в целом жизненному темпу человека:

  • уверенный в себе говорит легко, течение речи равномерное;
  • робкий говорит невыразительно;
  • у возбужденного речь прерывистая.

Громкость речи считают показателем жизненной энергии, а отчетливость – внутренней дисциплины, стремления показать другим свою жизненную позицию. Мимика и пантомимика. Еще один элемент педагогической техники – это мимика и пантомимика, которые являются средствами невербальной коммуникации. Выразительное поведение значительно усиливает эффективность восприятия получаемой информации. С помощью мимики учитель передает свое эмоциональное состояние.

Характерные смыслы мимических проявлений:

  • насупленные брови воспринимаются как гнев или презрение;
  • широко раскрытые глаза – показатель радости;
  • рот плотно сомкнут – значит, от учителя не жди хорошей оценки, он рассержен, недоволен;
  • тусклые глаза – показатель его безразличия, усталости;
  • поднятые вверх брови – признак удивления, интереса.

Во время общения немаловажную роль играет так называемый контакт глаз, и поэтому в технологии общения существует множество приемов, позволяющих педагогу разумно его использовать. Например, чтобы установить первичный контакт, рекомендуется найти себе среди аудитории единомышленников и переводить взгляд с одного ученика на другого в первые 15 секунд общения. Во время работы с аудиторией на учебном занятии учитель не обходится без пантомимики. Жестикуляция его бывает разнообразной, с ее помощью он выражает оценку, доверие или недоверие к аудитории, описательные жесты помогают выразительному объяснению материала, начало и завершение учебного занятия сопровождаются жестами приветствия и прощания, а когда предъявляется требование, то оно сопровождается утвердительными жестами.

По характерным признакам посадки тоже судят об эмоциональном состоянии человека:

  • если сложил руки куполом, то он, скорее всего, закрывается от общения;
  • «наполеоновская» поза учителя, стоящего со скрещенными на груди руками, является демонстрацией превосходства;
  • если педагог заходит в аудиторию, тяжело ступая, то, возможно, он в гневе от невыполненного домашнего задания.

Все невербальные средства учителя полифункциональны и направлены на взаимопонимание с ученической аудиторией в момент передачи информации.

При этом они выполняют двойную роль:

  • своеобразного индикатора психических состояний субъектов взаимодействия, позволяющего поддерживать оптимальный психологический контакт между педагогом и учениками;
  • вспомогательного средства для уточнения понимания вербальной информации.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)