Социальная педагогика как интегрированная наука

Социальная педагогика как теория социальной работы изучает социальное воспитание человека, осуществляемое на протяжении всей его жизни. Это, относительно новое, направление в отечественной педагогике ориентировано на подготовку педагогов к социальной работе, на оказание помощи учащимся в плане их социальной адаптации.

Целью социальной педагогики, как учебной дисциплины, является раскрытие научной картины социально-педагогической действительности работы с людьми в качестве социальных педагогов, социальных работников, организаторов и руководителей в производственной, коммерческой, военной, досуговой и других сферах общества.

Социальная педагогика изучает социальное воспитание человека, которое осуществляется фактически на протяжении всей его жизни. Определить место и роль социального воспитания в жизни человека можно лишь соотнеся его с такими процессами, как развитие и социализация.

Развитие — это реализация имманентных (внутренне присущих) задатков, свойств человека.

Развитие человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды в самом общем виде можно определить как процесс и результат его социализации, то есть усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвития и самореализации в том обществе, в котором он живет.

Социализация происходит:

  • в процессе саморазвития, самовоспитания человека;
  • в процессе стихийного взаимодействия человека с обществом и стихийного влияния на него различных, порой разнонаправленных обстоятельств жизни;
  • в процессе влияния со стороны государства на те или иные категории людей (относительно направляемая социализация);
  • в процессе целенаправленного создания условий для развития человека (относительно социально контролируемая социализация, т. е. воспитание).

Таким образом, можно считать, что развитие — это общий процесс становления человека, а социализация — развитие, обусловленное конкретными социальными условиями.

Если воспитание осуществляется в семье, то это семейное воспитание — объект семейной педагогики. Если воспитание осуществляется религиозными организациями, то это религиозное воспитание — объект конфессиональной педагогики.

Воспитание, осуществляемое обществом и государством в создаваемых для этого организациях, есть социальное (общественное) воспитание — объект изучения социальной педагогики.

Социальное воспитание, как и семейное, и конфессиональное, является лишь составной частью процесса социализации.

Интересно
Социальная педагогика рассматривает, какие социальные обстоятельства прямо или опосредованно влияют на воспитание человека в масштабах планеты, страны и места его проживания (региона, города, села, микрорайона), какую роль играют в его жизни и воспитании средства массовой коммуникации, семья, общение с окружающими людьми и некоторые другие факторы.

Таким образом, социальная педагогика — наука, изучающая закономерности влияния социальной среды на формирование личности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)