Профессиональное выгорание и его профилактика

Профессиональное выгорание — полная потеря человеком интереса к выполняемой работе, сопровождающаяся психосоматическими проблемами.

Синдром выгорания включает в себя группы симптомов, которые проявляются вместе, но поскольку выгорание как процесс протекает у каждого индивидуально, то и симптомы у всех выражаются по-разному и имеют разную комбинацию.

1 фаза — «напряжения» служит предвестником и запускающим механизмом в формировании синдрома выгорания и сопровождается ощущением тревожности, снижением эмоционального фона, подавленным настроением, депрессией, равнодушием, эмоциональным перенасыщением.

2 фаза — «резистенция» (сопротивления). Действие этой фазы прослеживается с момента появления напряжения, как только человек начинает осознавать его наличие, он стремится избежать действия эмоциональных факторов с помощью полного или частичного ограничения эмоционального реагирования в ответ на конкретные психотравмирующие воздействия.

3 фаза — «истощения». Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызываемое собственной работой. Характеризуется падением общего энергетического тонуса.

Причины профессионального выгорания:

  • регулярный стресс на рабочем месте;
  • интенсивные контакты с большим количеством самых разных людей;
  • несоответствие между личностью руководителя и предъявляемым к ней требованиям со стороны работы и коллектива;
  • высокая рабочая нагрузка;
  • отсутствие или недостаток поддержки со стороны коллег и руководства;
  • недостаточное вознаграждение;
  • невозможность влиять на принятие важных решений;
  • необходимость проявлять эмоции, не соответствующие реальным;
  • другие причины.

К ключевым принципам эмоциональной саморегуляции и профилактики стресса и синдрома профессионального выгорания относят ежедневную физическую нагрузку, регулярный сон, здоровое питание, минимизацию контактов к «токсичными» людьми.

Выделяют следующие признаки профессионального выгорания:

  • физические: проблемы со здоровьем;
  • эмоциональные: апатия и пессимизм;
  • поведенческие: нежелание появляться на работе;
  • когнитивные: предпочтение шаблонов;
  • социальные: ограничение контактов.

Однако, в условиях профессиональной деятельности социального работника нельзя минимизировать контакты с «токсичными» людьми. А вот научиться использовать эффективные приемы и методы с различными типами клиентов в социальной сфере — необходимо.

Уметь быстро справляться с последствиями острого стресса, минимизировать возможность оказаться в состоянии хронического стресса — важные профессиональные компетенции социального работника.

К наиболее часто применяемым техникам эмоциональной саморегуляции и профилактики стресса, а также синдрома профессионального выгорания относят смещённую активность (хобби, физические упражнения, здоровый образ жизни, изменение собственного отношения к сложным обстоятельствам).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)