Основная динамика и развитие малой группы

Механизмы формирования малых групп существенно различаются в зависимости от вида группы.

Образование формальной группы происходит независимо от потребностей и желания объединиться и общаться именно с данными людьми. Здесь правильнее говорить о вхождении индивидов в формирующуюся группу, обусловленном индивидуальными потребностями личности.

Неформальные группы, напротив, образуются преимущественно на основе потребностей в общении, участии, принадлежности, поэтому в их возникновении большую роль играют психологические механизмы эмоциональной привлекательности и психологической совместимости индивидов.

К числу наиболее универсальных психологических механизмов, способствующих объединению людей в малые группы и формированию психологической общности, относятся механизмы взаимного влияния в процессе общения: подражание, внушение, эмпатия, идентификация.

Интересно
Феномен групповой динамики определяется исследователями по-разному. В частности, М.-А. Робер и Ф. Тильман определяют групповую динамику как процесс, посредством которого взаимодействие между конкретными индивидами уменьшает напряжение между ними, приводит к взаимному удовлетворению.

Впервые термин «групповая динамика» был использован Куртом Левином и определялся им как дисциплина, исследующая положительные и отрицательные силы, действующие в группе. При описании принципов групповой динамики К. Левин опирался на законы гештальтпсихологии.

В современной социальной психологии понятие «групповая динамика» относится к развитию отношений в группе, изменениям, которые наступают в результате действующих в группе сил. Понятие групповой динамики включает в себя пять основных элементов: цели группы, нормы группы, структура группы и проблема лидерства, сплоченность группы и фазы ее развития.

В концепции Л. И. Уманского (1921–1983) поэтапное развитие группы представляется как последовательная смена стадий, характеризующихся качественными различиями таких параметров, как направленность, организованность, подготовленность, интеллектуальная, эмоциональная и волевая коммуникативность.

Целостными характеристиками группы выступают также сплоченность, микроклимат, референтность, лидерство, интрои интергрупповая активность.

Развитие группы происходит в континууме, высшую точку которого занимает коллектив — реальная контактная группа, отличающаяся организованностью, подготовленностью и психологической коммуникативностью. Низшую точку развития представляет только что сформированная группа-конгломерат, у которой отсутствуют все эти параметры.

В процессе развития группы автор выделяет ключевые точки (стадии):

  • номинальная группа, характеризующаяся внешним формальным объединением вокруг предписанных социальных задач;
  • группа-ассоциация, характеризующаяся начальной межличностной интеграцией ее членов;
  • группа-кооперация, в которой происходит взаимная интеграция в межличностных и деловых отношениях;
  • группа-автономия, обладающая высоким внутренним единством по всем параметрам внутригрупповой активности.

Отличительной особенностью коллектива является его интеграция с другими группами на основе направленности на более общие, социально значимые цели.

В психологической теории коллектива, разрабатываемой А. В. Петровским, развитие группы характеризуется по двум основным критериям:

  • степень опосредованности межличностных отношений содержанием совместной деятельности;
  • общественная значимость этой деятельности.

По первому критерию уровень развития группы можно определить в континууме от диффузной группы (случайного собрания людей, не связанных совместной деятельностью) до высокоорганизованных групп, межличностные отношения в которых максимально подчинены целям совместной деятельности.

По второму критерию выделяют группы с положительной и отрицательной социальной направленностью. Развитие группы характеризуется динамикой изменения ее свойств по обоим параметрам, что предусматривает возможность регрессивного изменения отношений и позволяет четко типологизировать группы по указанным параметрам.

В западной социальной психологии разрабатывается множество моделей развития группы. Для большинства из них характерно выделение трех основных этапов: ориентировки в ситуации, конфликта и достижения согласия или равновесия.

В числе основных параметров развития малой группы выделяют групповую сплоченность. Первые эмпирические исследования групповой сплоченности начались в западной социальной психологии в школе групповой динамики.

Понятие «сплоченность» используется для обозначения таких свойств малой группы, как уровень психологической общности, единство членов группы, устойчивость межличностных взаимоотношений и взаимодействия, степень эмоциональной привлекательности группы.

Американский психолог Леон Фестингер определял групповую сплоченность как результат влияния всех сил, действующих на членов группы, с тем чтобы удерживать их в ней.

В качестве таких сил рассматривались эмоциональная привлекательность группы для ее членов, полезность группы для индивида, удовлетворенность индивидов своим членством в группе. Уровень сплоченности малой группы проявляется в частоте и устойчивости существующих в ней коммуникативных связей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)