Психология труда как отрасль психологии

Основной проблематикой психологии труда является психологический анализ профессиональной, трудовой деятельности. Психология труда, изучая проявление и развитие психики человека в трудовой деятельности, а также соответствие качеств человека, процесса и результата труда требованиям профессии, решает вопросы профориентации, профотбора, профадаптации, охраны труда.

Психология труда — как научная отрасль представляет собой систему научных знаний о профессиональной деятельности, о ее психологической системе, закономерностях взаимосвязи субъекта и объекта труда.

Выделяют умственные и физические виды труда. К умственным относятся многие виды труда, которые значительно различаются по организации рабочего процесса, распределению нагрузки, степени нервно-эмоционального напряжения.

Условно можно выделить следующие группы:

  • труд инженеров, экономистов, бухгалтеров, работников канцелярий, требующий преимущественно напряжения мыслительных процессов и выполняемый по заранее разработанному плану;
  • труд руководителей учреждений, предприятий, больших и малых коллективов, преподавателей. Его отличительные черты — неравномерность нагрузки, необходимость принимать нестандартные решения, возможность возникновения конфликтных ситуаций;
  • для труда научных работников, конструкторов, писателей, композиторов, артистов, художников характерно создание новых продуктов творческой деятельности, нерегламентированный график, периодически возникающее повышение степени нервно-эмоционального напряжения;
  • операторский труд охватывает большую группу профессий, связанных с управлением машинами, оборудованием, технологическими процессами. Работа отличается особой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением;
  • труд с большой нагрузкой на мелкие группы мышц, требующий напряжения отдельных анализаторов и функций внимания, типичен для наборщиков, контролеров, сборщиков и др.;
  • труд медицинских работников, социальных работников связан с большой ответственностью, часто с дефицитом информации, нужной для принятия правильного решения, сложностью взаимоотношений с больными/клиентами, что обусловливает его высокое нервно-эмоциональное напряжение;
  • учение как труд. Освоение новых знаний требует от обучающихся напряжения памяти, внимания, мыслительных процессов, необходимых для восприятия и воспроизведения новой информации.

Интеллектуальный труд с его повышенными требованиями к психической устойчивости, длительным нервным напряжениям, способности перерабатывать большой поток разнообразной информации отличается от труда физического.

Физический труд связан, в первую очередь, с мышечным напряжением и перенапряжением. Он в меньшей степени предполагает напряжения мыслительных функций работника, чем труд интеллектуальный.

Физический труд требует активного включения в деятельность всего организма и напряжения всех его физиологических функций.

При мыслительной работе происходит кровенаполнение сосудов мозга, сужение периферических сосудов конечностей и расширение сосудов внутренностей, т. е. наблюдаются сосудистые реакции, обратные тем, которые возникают при мышечной работе.

В физическом труде мышечное утомление является нормальным физиологическим состоянием, выработанным в ходе эволюции как биологическое приспособление, предохраняющее организм от перегрузки.

Эволюция пока не выработала рекомендаций, надежно предохраняющих центральную нервную систему от перенапряжения от умственной работы. Поэтому наступление нервного (умственного) утомления в отличие от физического (мышечного) не приводит к автоматическому прекращению работы, а лишь вызывает перевозбуждение, невротические сдвиги, которые, накапливаясь и углубляясь, приводят к заболеванию человека.

На основе выявленных психогенных факторов, влияющих на эффективность профессиональной деятельности, представляется возможным выделить критерии ее эффективности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)