Социальная информация

Социальная информация является наиболее сложным и совершенным видом информации. Это самая высокая форма упорядоченного отражения действительности, присущего только человеку как общественному существу, наделенному сознанием и речью.

В последние годы ее специфика все глубже изучается в работах ученых В. Г. Афанасьева, В. А. Виноградова, П. С. Гуревича, Г. Т. Журавлева, Б. В. Евладова, О. В. Елчаниновой, В. З. Когана, В. А. Колеватова, В. С. Коробейникова, Я. К. Ребане, Л. Н. Суворова, А. П. Суханова, Э. П. Седовой, А. Д. Урсула, Ф. Н. Цырди, Н. М. Чуринова, Г. И. Щербицкого и др.

С точки зрения В. Г. Афанасьева, социальная информация представляет собой аспект и результат отражения обществом как самой социальной формы движения материи, так и всех других ее форм в той мере, в какой они используются обществом, вовлечены в орбиту общественной жизни. Мы разделяем его мнение о том, что социальной информацией является информация, касающаяся прежде всего отношений людей, их взаимодействия, их потребностей и т. д.

Интересно
В данном случае перед нами социальная информация в узком смысле слова, т. е. собственно социальная информация. В более широком смысле в понятие «социальная информация» исследователи включают не только общественные отношения, но и отражают в нем все сферы общественного сознания и общественного бытия. В дальнейшем мы будем вести речь о социальной информации именно в указанном выше смысле.

Социальная информация тесным образом связана с общественными отношениями и общественным сознанием. И то и другое есть не что иное, как результат отражения общественного бытия. Сам процесс отражения, несомненно, сопровождается информационным процессом, в ходе которого со стороны индивида происходят отбор, накопление, переработка, хранение и передача информации.

Социальная информация, таким образом, выступает содержательной стороной и результатом отражения действительности, своего рода тем «строительным материалом», из которого «возводится» общественное и индивидуальное сознание. Но предварительно информация соответствующим образом перерабатывается, и этот процесс определяется данными общественными отношениями.

Социальная информация существует в двух формах — объективированной и идеальной, которые диалектически взаимосвязаны и могут переходить одна в другую. Объективированная информация превращается в идеальную в процессе человеческого отражения, познавательной деятельности; идеальная же информация объективируется в результате материально-производственной, социально-политической и духовной деятельности людей, которые опредмечивают имеющуюся у них идеальную информацию.

Человеческая культура (материальные и духовные ценности) воплощает, аккумулирует информацию, носитель которой — человек. Технические устройства как продукт социальной деятельности выступают связующим звеном во взаимодействии природы и общества. Информация, циркулирующая в этих устройствах, — объективированная и носит социальный характер.

Важно подчеркнуть «подчиненность» информации и информационных процессов целостному развитию и общества, и отдельных социальных групп, и личностей. Общественное бытие становится определяющим в жизни людей, социальная информация выступает определяемым фактором. Реальная действительность служит первоосновой различных видов социальной информации, которые несут отпечаток национальных, политических, религиозных и иных отношений, а также отвечают потребностям, интересам тех или иных социальных групп, общества в целом.

Социальная информация всегда является производной, выступает как результат взаимодействия и отражения разнообразия общественных отношений. В ней в известном приближении содержится модель реальных жизненных ситуаций, «образные», «идеальные» представления общественной жизни и которая обладает своей структурой.

Сферы общественной жизни, идеология в ее составляющих могут стать основой для формирования модели структуры информационного потока. Мозаика реальных ситуаций и их образных представлений уже при соотнесении тех и других со сферами общественной жизни приобретают некоторые общие контуры.

Эти контуры становятся более очевидными при переходе к определению структуры информационного потока, формируемого различными видами его слагаемых.

Разновидностями информации могут быть производственно-экономическая, социально-политическая, философская, социально-правовая, морально-эстетическая, идеально-религиозная, культурно-духовная и т. д. информация.

В данном случае в качестве системо-образующего фактора взято «отношение» информации к той или иной сфере общественной практики и идеологии.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)