Система понятий и категорий общей теории коммуникации
В понятийный аппарат теории коммуникации, помимо уже рассмотренных выше понятий, входят также следующие: коммуникативное действие, коммуникативный актор, коммуникативный акт, коммуникативная ситуация. Коммуникационное взаимодействие существует как ряд коммуникативных действий по передаче и получению сообщений.
Субъект коммуникативного действия в теории коммуникации называется коммуникативным актором.
Он может выступать в двух ролях поочередно:
- коммуникатора (адресанта) – говорящего, источника информации;
- реципиента (адресата) – слушающего, получателя информации.
Коммуникативное действие имеет социальную природу, поскольку его участники – социальные субъекты, между которыми перемещается социальная по своей природе субстанция – информация, имеющая смысл для субъектов, а значит, затрагивающая их потребности, интересы или ценности. Соответственно, коммуникативное действие может рассматриваться как социальное действие. Коммуникативное действие, связанное только с созданием и передачей сообщения, не является коммуникацией, поскольку коммуникация – это двустороннее действие, взаимодействие.
Коммуникативное действие может быть как интенциональным (намеренным и сознательным), так и неинтенциональным (симптоматическим, рефлекторным). Коммуникативный акт в теории коммуникации – это элементарная единица коммуникации – однократное завершенное коммуникационное взаимодействие, в ходе которого применительно к одному дискретному целостному и завершенному сообщению совершились процессы его создания, отправки и получения. Коммуникативный акт состоит из однократных коммуникативных действий по передаче и получению одного сообщения.
Получение сообщения при этом рассматривается в тесной связи с эффектом коммуникации. В этом контексте понимается и завершенность данного взаимодействия: оно считается завершенным в том случае и в тот момент, когда проявился эффект коммуникации, т. е. совершились изменения в сознании и (или) поведении получателя сообщения. Примеры коммуникативных актов можно встретить в литературных произведениях. Меня вызвал директор школы и приказал организовать встречу детского писателя с детьми.
Я отвечала за культурный отсек воспитания:
- А кого? — спросила я.
- Кого хочешь, — ответил директор.
- Кто согласится. Я тяжело вздохнула и стала узнавать нужные телефоны.
Этот короткий обмен репликами является завершенным целостным коммуникативным актом, поскольку на задание директора школы учительница ответила, во-первых, уточняющим вопросом, на который получила необходимое разъяснение, во-вторых, эмоциональной реакцией (тяжелый вздох) и, в-третьих, действием, адекватным данному ей поручению – стала узнавать номера телефонов, чтобы связаться с писателями и пригласить их в школу на встречу с детьми. Отделить один коммуникативный акт от другого можно, таким образом, по признакам целостности и завершенности сообщения.
Наиболее общий критерий завершенности и целостности сообщения связан с категорией смысла и может быть сформулирован следующим образом: один смысл соответствует одному завершенному целостному сообщению и, соответственно, одному коммуникативному акту.
- Развитие коммуникативной компетенции в групповой работе
- Особенности деловой игры
- Коммуникативная компетентность педагога
- Нерефлексивное и рефлексивное слушание
- Умение слушать
- Умение задавать вопросы
- Задачи профессиональной педагогической деятельности
- Функции профессиональной педагогической деятельности
- Коммуникативная компетенция в структуре общих компетенций
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу