Система понятий и категорий общей теории коммуникации

В понятийный аппарат теории коммуникации, помимо уже рассмотренных выше понятий, входят также следующие: коммуникативное действие, коммуникативный актор, коммуникативный акт, коммуникативная ситуация. Коммуникационное взаимодействие существует как ряд коммуникативных действий по передаче и получению сообщений.

Коммуникативное действие – это действие социального субъекта, связанное с выполнением функций источника или получателя сообщения в коммуникативном взаимодействии.

Субъект коммуникативного действия в теории коммуникации называется коммуникативным актором.

Он может выступать в двух ролях поочередно:

  • коммуникатора (адресанта) – говорящего, источника информации;
  • реципиента (адресата) – слушающего, получателя информации.

Коммуникативное действие имеет социальную природу, поскольку его участники – социальные субъекты, между которыми перемещается социальная по своей природе субстанция – информация, имеющая смысл для субъектов, а значит, затрагивающая их потребности, интересы или ценности. Соответственно, коммуникативное действие может рассматриваться как социальное действие. Коммуникативное действие, связанное только с созданием и передачей сообщения, не является коммуникацией, поскольку коммуникация – это двустороннее действие, взаимодействие.

Коммуникативное действие может быть как интенциональным (намеренным и сознательным), так и неинтенциональным (симптоматическим, рефлекторным). Коммуникативный акт в теории коммуникации – это элементарная единица коммуникации – однократное завершенное коммуникационное взаимодействие, в ходе которого применительно к одному дискретному целостному и завершенному сообщению совершились процессы его создания, отправки и получения. Коммуникативный акт состоит из однократных коммуникативных действий по передаче и получению одного сообщения.

Получение сообщения при этом рассматривается в тесной связи с эффектом коммуникации. В этом контексте понимается и завершенность данного взаимодействия: оно считается завершенным в том случае и в тот момент, когда проявился эффект коммуникации, т. е. совершились изменения в сознании и (или) поведении получателя сообщения. Примеры коммуникативных актов можно встретить в литературных произведениях. Меня вызвал директор школы и приказал организовать встречу детского писателя с детьми.

Я отвечала за культурный отсек воспитания:

  • А кого? — спросила я.
  • Кого хочешь, — ответил директор.
  • Кто согласится. Я тяжело вздохнула и стала узнавать нужные телефоны.

Этот короткий обмен репликами является завершенным целостным коммуникативным актом, поскольку на задание директора школы учительница ответила, во-первых, уточняющим вопросом, на который получила необходимое разъяснение, во-вторых, эмоциональной реакцией (тяжелый вздох) и, в-третьих, действием, адекватным данному ей поручению – стала узнавать номера телефонов, чтобы связаться с писателями и пригласить их в школу на встречу с детьми. Отделить один коммуникативный акт от другого можно, таким образом, по признакам целостности и завершенности сообщения.

Интересно
Очевидно, что понятие коммуникативного акта носит условный характер и необходимо в теории коммуникации как исследовательская категория, применяемая для структурного и функционального анализа сложных коммуникативных процессов. Характеристики сообщения, задающие коммуникативный акт (целостность и завершенность), также носят относительный характер, определяемый конкретной решаемой аналитической задачей.

Наиболее общий критерий завершенности и целостности сообщения связан с категорией смысла и может быть сформулирован следующим образом: один смысл соответствует одному завершенному целостному сообщению и, соответственно, одному коммуникативному акту.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)