Современные форматы розничной сетевой торговли

Понятие «торговый формат» в языке профессионального общения заменяет ранее используемый термин «тип магазина».

Описание формата торгового предприятия включает такие характеристики, как:

  • размер площади (общей, торговой, вспомогательной) торгового объекта;
  • ассортимент товаров (количество ассортиментных позиций, широта и глубина ассортимента, доли в структуре ассортимента продовольственных и непродовольственных товаров);
  • пропускная способность торгового объекта (среднее количество покупателей в день, количество расчетно-кассовых узлов);
  • форма торгового обслуживания покупателей (самообслуживание; индивидуальное обслуживание, в том числе через прилавок; обслуживание по предварительным заказам, по образцам, по каталогам);
  • комплекс предоставляемых услуг;
  • график работы (часы работы, круглосуточно);
  • наличие и размер автостоянки;
  • наличие собственного пищевого производства;
  • доля собственных торговых марок;
  • группа обслуживаемых потребителей (уровень цен на базовые позиции ассортимента, средний размер чека) и пр.

Перечисленные параметры позволяют определить торговый формат как совокупность организационно-технологических характеристик конкретного типа торгового предприятия, с определенной спецификой предоставляемых товаров и услуг, формируемых исходя из требований и запросов покупателя и зависящих от уровня конкуренции на рынке, степени развития процессов концентрации и централизации в управлении предприятием.

В настоящее время в России требования к типам предприятий (форматам торговли) прописаны только в ГОСТе Р 51773-2009 «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли», введенном в действие с 01.01.2011, взамен ГОСТа Р 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий». Настоящий стандарт содержит классификацию предприятий не только розничной (как в ГОСТе 2001 г.), но и оптовой торговли, а также устанавливает общие требования к ним.

Оба стандарта демонстрируют явное отставание от уже сложившейся реальной практики. Отрадно отметить появление в новом стандарте таких типов предприятий, как центры оптовой и мелкооптовой торговли, магазины «Кэш энд Кэрри» и «Дискаунтер».

Практически все современные торговые форматы — дискаунтер, супермаркет, гипермаркет, центр cash&carry, молл, широко представленные за рубежом, стремительно развиваются в России, что требует соответствующей аналитической работы. В Европе существует четкая градация, что такое гипермаркет, супермаркет, дискаунтер или cash & carry, при этом определены критерии каждого формата, соответствующая ему технология, торговая площадь и ассортимент.

Интересно
В разных странах, в зависимости от уровня развития того или иного формата, характеристики могут отличаться. Новые торговые форматы, получающие широкое развитие на потребительском рынке России, соотносятся с наиболее распространенной европейской системой классификации, и лишь частично описаны в российских государственных стандартах.

Обобщив опыт последних лет, можно количественно охарактеризовать наиболее развитые торговые форматы (табл. 1.2).

Современные форматы розничной сетевой торговли

«Магазин у дома» (магазин «шаговой доступности») – небольшой магазин, предназначенный для обеспечения текущих потребностей покупателей, проживающих в шаговой доступности от него. Обычно такие магазины расположены на первых или цокольных этажах жилых домов.

Ассортимент состоит из товаров повседневного спроса, уровень цен, как правило, выше, чем в торговых точках других форматов. Некоторые крупные торговые сети «магазинов шаговой доступности» позиционируют себя в качестве дискаунтеров. Дискаунтер – розничное предприятие, предлагающее товары гарантированного качества по максимально низким ценам.

Характерными чертами этого формата являются:

  • использование принципа самообслуживания;
  • экономия на персонале;
  • ограниченный ассортимент товаров.

Для обеспечения основной миссии дискаунтера – низких цен большое внимание уделяется закупочной деятельности. Также особенностью является размещение товара в зале в не полностью распакованном виде. В России в формате дискаунтера работают «Магнит», «Пятерочка», «Дикси» и др.

Прототипами российских сетей явились компании Aldi, Lidl, Penny Markt, Plus. Известная дискаунтная сеть Aldi (сокр. от AlbrechtsDiscont) ведет начало с бакалейной лавки, основанной в 1948 г. в Рурхе. Братьями Теодором и Карлом Альбрехтами был разработан принципиально новый концепт дискаунтера.

Магазины Aldi имеют относительно небольшую торговую площадь, оптимальное количество персонала (от 3 до 10 чел.), ассортимент менее чем 600 наименований. Компания Aldi «подарила» миру ритейла концепт так называемого жесткого дискаунтера. Российские дискаунтеры, как правило, поддерживают концепт мягкого дискаунтера.

Современные форматы розничной сетевой торговли

Супермаркет – магазин самообслуживания, торговая площадь которого обычно превышает 800 м2. В США и большинстве западноевропейских стран супермаркетом считается магазин, в котором не менее 75% оборота составляют продовольственные товары.

Моментом рождения индустрии самообслуживания считается 1930 год, когда фирма King Kullen открыла на Лонг-Айленде в НьюЙорке магазин, ставший прообразом современного супермаркета. Нет сомнений, что формат супермаркета является американским изобретением, но кого можно рассматривать в качестве его автора, существуют разные мнения.

Так, одним из авторов формата называется Фрэнк Вулворт, который еще в 1879 г. активно внедрял самообслуживание в создаваемой им сети магазинов Woolworth. К инновациям Фрэнка Вулворта относят идею использования в магазине ценника, свободного доступа покупателя к выкладке товаров, регулярного применения скидок на небольшую часть ассортимента.

В настоящее время в России в формате супермаркета работают: «Перекресток», «Седьмой континент», «Азбука вкуса» и пр. Формат cash & carrу отличается прежде всего потребительской группой. Бизнес-модель компаний, работающих в этом формате, ориентирована на профессиональных клиентов — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в состав которых входят отели, рестораны, кейтеринговые компании, розница малого и среднего формата, в том числе магазины «у дома», малые и средние компании сферы услуг, закупщики продукции для офисов.

В этом формате в настоящее время работает около двух десятков торговых фирм, но эталонной является компания Metro Сash&Сarry. К концу 2013 г. российский дивизион Metro управлял сетью из 72 торговых центров в 45 регионах России, в том числе в таких крупных городах, как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Красноярск, Ростов-на-Дону и Омск.

Гипермаркет – магазин самообслуживания, торговая площадь которого составляет не менее 4 тыс. м2 (в США – 10 тыс. м2). Формат гипермаркета является продолжением развития концепции супермаркета.

По принятым в мире стандартам, гипермаркет обладает:

  • широким и быстро обновляемым ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров;
  • политикой низких цен и гибкой системой скидок;
  • широким комплексом дополнительных услуг;
  • большой автомобильной стоянкой.

Появление гипермаркетов объясняется необходимостью преодоления разрыва между современным характером и масштабами промышленного производства и развитием торговли. Первый современный гипермаркет в России был открыт в Москве в районе Кунцево торговой сетью «Рамстор» (общая площадь 28 тыс. м2, 50 тыс. наименований товаров, бесплатная автостоянка на 400 мест). В Санкт-Петербурге компания Dorinda Holdings в мае 2002 г. открыла первый гипермаркет «О’Кей».

На розничном рынке России бюджеты покупателей в 2014 году распределились по торговым форматам следующим образом: гипермаркеты – 32% (в Санкт-Петербурге – 55%); супермаркеты – 33% (в Санкт-Петербурге – 17%); дискаунтеры – 25% (в Санкт-Петербурге – 26%).

По сравнению с 2013 годом, доля трат в дискаунтерах в целом по России выросла с 21 до 25%, в гипермаркетах осталась неизменной (32%), а в супермаркетах снизилась с 37 до 33%. Вместе с тем по Санкт-Петербургу наблюдалась обратная тенденция: доля гипермаркетов увеличилась с 52 до 55%, супермаркетов с 13 до 17%, а доля дискаунтеров уменьшилась с 34 до 26%8.

Молл (от англ. mall — аллея, торговая улица). Молл отличается от просто гипермаркета не столько масштабами, сколько принципом торговли. Молл — своего рода торговый город, в котором под одной крышей находятся магазины, рестораны, кинотеатры, аттракционы и даже бассейны и катки.

Основа любого молла — несколько больших магазинов, которые называют анкерами (якорями). Один из первых американских моллов — Shopper’s World. Самый знаменитый молл Америки — Маll of America (общая площадь — 1,3 млн м2; торговая – 400 тыс. кв. м).

Один из самых необычных торговых комплексов, Mall of the Emirates, расположен в Дубае. Первые моллы в России открылись в Москве («Мега Молл», «Крокус Молл»), позже они появились и в других крупных городах России. Большинство торговых сетей являются мультиформатными (табл. 1.3).

Современные форматы розничной сетевой торговли

Современные форматы розничной сетевой торговли

В зависимости от условий, в которых осуществляется продажа товаров, торговые сети могут быть стационарными и нестационарными. Рассмотренные выше форматы и торговые сети относятся к стационарным сетям. Кроме них, стационарными розничными сетями являются также мелкорозничные сети, в состав которых входят павильоны, киоски, ларьки, торговые автоматы.

Интересно
Нестационарные торговые сети являются структурами посылочной, развозной и разносной торговли. Посылочная торговля осуществляется путем рассылки товаров почтовыми отправлениями по индивидуальным заказам. Она является одной из сфер дистанционной торговли.

Развозная торговля осуществляет продажу товаров повседневного спроса в жилых кварталах городов, в местах проведения массовых мероприятий или в сельской местности с помощью передвижных средств. Разносная торговля осуществляется путем непосредственного контакта продавца с покупателем на дому, на месте работы, на транспорте или на улице, в том числе в форме личных продаж.

Несмотря на высокую конкуренцию на российском рынке, барьеры выхода на него намного ниже, чем на рынки западноевропейских стран. Торговые компании за последние годы продемонстрировали значительные успехи, но не собираются останавливаться в своем стремлении к устойчивому росту бизнеса в долгосрочной перспективе.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)