Содержание психотерапевтической и консультационной работы с суицидентами

Решение психологических проблем наиболее эффективно при обращении к специалисту, потому при наличии признаков, свидетельствующих о возможном суициде, следует незамедлительно обратиться за квалифицированной психологической (медико-психологической) помощью. Своевременное выявление психологического дисбаланса обеспечит эффективное преодоление кризиса и недопущение суицидальных попыток.

Психотерапевтическая помощь необходима как в случае, если суицидент остался жив после попытки суицида (в целях выхода из психологического кризиса и недопущения повторных попыток), так и в случае, если лицо демонстрирует суицидальные намерения.

В любом случае основными задачами психотерапевта являются снижение ощущения безнадежности и собственной ненужности и улучшение субъективного восприятия сложившейся ситуации.

Психотерапевтическая помощь лицу с признаками суицидального поведения должна быть оказана незамедлительно, в так называемом, экстренном порядке, и представляет собой поэтапную систему мероприятий:

  • I этап предполагает установление психоэмоционального контакта психотерапевта и суицидента. Основная задача данного этапа — «разговорить» пациента. В большинстве случаев лица, демонстрирующие попытки совершения суицида или предпринявшие их, откликаются на вербальное взаимодействие с ними и охотно, зачастую монологически, рассказывают о своем состоянии.
  • II этап направлен на установление факторов, выступивших в качестве детерминант глубокого психологического кризиса пациента. Психотерапевт направляет рассказ суицидента на избавление последнего от состояния безысходности, нормализацию самооценки и выведение его из погруженности в суицидальные мысли. Важным моментом данного этапа является осознание пациентом своей значимости для близких людей, осознание того, какую боль им мог бы причинить его уход из жизни. Задачей этапа является достижение понимания суицидентом временного характера трудностей, с которыми тот столкнулся, осознания собственных возможностей и сил в выходе из создавшегося психологического и эмоционального кризиса.
  • III этап заключается в выработке мер, способствующих выходу из кризисной ситуации. Данный этап возможен в тот момент, когда суицидент действительно самостоятельно осознает, что он способен преодолеть собственные проблемы, и говорит об этом.

Задача психотерапевта – наводить пациента на мысли о возможном решении каждой из озвученных им проблем, суицидент может записывать их, это поможет ему, увидев список возможных решений каждой проблемы, убедиться в собственной состоятельности. На данном этапе пациенту предлагается составить пошаговый план преодоления кризиса: каждое новое действие, которое озвучивается суицидентом, должно отдалять последнего от мыслей о суициде.

Важной задачей данного этапа является изменение состояния пассивного бездействия пациента на активность и самостоятельность в решении проблем, при этом психотерапевту следует демонстрировать максимальное участие и заинтересованность в обсуждении дальнейшей жизни и деятельности суицидента.

Основными направлениями психологической работы с суицидентами являются:

  1. Анализ мотивов совершения самоубийства. Работа психолога сосредоточена на том, чтобы выявить реальные мотивы суицидальных тенденций. Выделяется несколько основных мотивов суицидальных действий. Суициденты с депрессивным состоянием объясняют свои намерения либо желанием избавиться от психического напряжения, невозможностью выхода из психоэмоционального кризиса либо бессмысленностью своей жизни и отсутствием желания продолжать борьбу за существование. Часть суицидентов говорит о суициде как о возможности добиться желаемого от конкретного человека или группы, например, удержать любимого человека, вызвать расположение лица, не обращающего внимания, сигнализируют о помощи и т. д.
  2. Оценка суицидальной опасности – диагностический метод оценивания суицидального риска при помощи анализа медицинской и психологической документации пациента, изучения его анамнеза, наличия факторов риска, оценки актуального психического состояния и интервьюирования самого суицидента относительно его психического самочувствия.

В качестве основных мишеней психологической помощи следует выделить:

  1. Осознание пациентом аутоагрессивного характера собственного поведения. Зачастую суициденты отказываются признавать свои действия суицидальными. Высокий процент (свыше 25 %) отрицающих истинную направленность собственного поведения наблюдается среди склонных к аддикциям, что объясняется утратой осознанности. В данном случае психолог обеспечивает процесс идентификации действий индивида как аутоагрессивных.
  2. Выделение ведущего мотива. Суицидентам свойственно завуалирование ведущего (основного) мотива совершения суицида другими, а также его собственное непринятие: часто им легче объяснить стремление к уходу из жизни, например, потерей близкого человека, чем иной «реальной» причиной.
  3. Отношение к будущему. Важно уяснить, каково отношение к настоящему и будущему: видит ли человек свое будущее в перспективе? Имеются ли планы относительно выстраивания жизни в дальнейшем? Каково место в будущем его близкого человека и т. д. Мишенью воздействия должно стать как ближайшее, так и отдаленное будущее суицидента. Работа психотерапевта в данном случае сосредоточена на обеспечении способности пациента к продуцированию множества вариантов развития событий жизни «вне суицида» с выработкой наиболее адаптивных вариантов собственного поведения.
  4. Прогнозируемые последствия совершенного действия аутоагрессии для себя и собственной жизни. Примечательно, что в данном случае имеют место как «положительные» (субъективно расцениваемые как выгодные) для суицидента, так и отрицательные (невыгодные) последствия. Акцентируется его внимание на существовании (и признании наличия) прямой или косвенной выгоды от совершенного аутоагрессивного действия или покушения на него: например, уход, повышенная забота и внимание близких (свойственно для мнительных или пожилых суицидентов). Оценивается и негативная сторона, сопровождающаяся нарушением внешнего вида (при удушении, самоподжоге и т. д.), стигматизацией (навешиванием со стороны знакомых ярлыков «суицидника», «сумасшедшего», «психа» и т. п.), психологическими проблемами.
  5. Последствия для ближайшего окружения. Суицидальное поведение зачастую носит ярко демонстративный характер, определяемый ведущим мотивом – наказанием близкого за невыполнение обещания, манипулированием, привлечением внимания к собственной личности и т. д. Задачей психолога в таком случае является расширение референтной группы суицидента, включение в нее лиц, которые не учитывались им при планировании аутоагрессии. Важно осознание пациентом, что последствия его суицида могут быть значимыми для более широкого круга людей, чем он предполагал ранее.
  6. Вероятные решения создавшихся проблем. Важнейшая мишень психокоррекционной работы – перевод «безвыходной» ситуации в категорию разрешаемой. Психолог обеспечивает осознание суицидентом собственных возможностей и способностей в решении проблем, побуждающих его к совершению тяжелого шага.
  7. Выработка новых конструктивных моделей поведения. Данная мишень сопровождает предыдущую: находя решения проблем, пациент вырабатывает адаптивные формы поведения. Психотерапевтическая работа проводится с учетом отбора моделей и форм поведения, соответствующих психологическим, эстетическим, социальным требованиям, не конфликтующих с прежним образом жизни и нормами социального окружения суицидента.
  8. Эмоциональное сужение сознания. Это становится возможным из-за состояния безысходности, опустошенности, определяется реакцией суицидента на создавшийся психологический кризис, сопровождающейся повышенной тревожностью и депрессивностью.

Эмоциональное сужение сознания характеризуется:

  • неспособностью обратиться к личным резервам для решения видимых суицидентом проблем;
  • видением ближайшего и отдаленного будущего в исключительно отрицательном аспекте;
  • акцентированием собственного внимания на личном негативном опыте при неспособности видеть в нем положительные моменты.

Психокоррекционная работа в данном случае направлена на перенос внимания суицидента на собственные способности и возможности выхода из психологического и эмоционального кризиса, на поиск и выработку новых адаптивных форм поведения в условиях сложившейся кризисной ситуации, формирование положительного образа будущего, т. е. она объединяет все рассмотренные выше мишени, которые, как можно заметить, расположены поэтапно. Психокоррекционное вмешательство должно акцентироваться на каждом из них и постепенно переходить к следующей мишени: так будет обеспечена целостность и последовательность психологической помощи.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)