Ситуационный анализ макросреды фармацевтической организации

Как было сказано ранее, при анализе макросреды изучают влияние главных факторов составляющих макросреду фармацевтической организации: социальных, экономических, экологических, научных, технологических, политических и культурных и т.д.

Как правило, для этих целей используются вторичные источники информации данные Российского, Московского или другого регионального статистического ежегодника, отчеты Министерства здравоохранения РФ, региональные, областные, городские, районные и другие официальные источники.

Причем в зависимости от целей и задач исследования выбирают только те факторы, которые оказывают влияние на изучаемый объект.

При анализе составляющих и факторов макросреды следует учитывать, что в силу своей природы они не поддаются воздействию маркетинговых мероприятий, вынуждая предприятие приспосабливаться к условиям внешней среды. 

При этом анализируют следующие составляющие:

Социальная составляющая  совокупность факторов, характеризующих потребителя медицинской услуги. Пример возможной разбивки потребителей по факторам представлен в табл. 26.1.

Технологическая составляющая  факторы, способствующие созданию новых технологий, благодаря которым возникают новые медицинские и фармацевтические товары, услуги и маркетинговые возможности.

Экономическая составляющая  совокупность факторов, влияющих на покупательную способность потребителей и структуру потребления.

Политическая составляющая  характеризующаяся социально-политическим строем, расстановкой политических сил и общественных движений, государственным регулированием в отрасли, государственным регулированием конкуренции, особенностями законодательной системы и ее исполнения, совокупность законов и других нормативных документов государственных учреждений и структур, оказывающих влияние на медицинскую деятельность.

Природная составляющая  факторы, характеризующие климат, наличие сырьевых ресурсов, источников энергии и др. Экологическая составляющая  совокупность экологических факторов, воздействующих на потребителя.

Культурная составляющая  факторы, характеризующие социальные институты и другие силы, способствующие формированию и восприятию ценностей, вкусов и норм поведения общества, а также культурные ценности, традиции, обряды, вероисповедание.

В зависимости от приоритетности учета тех или иных групп факторов различают варианты этой методики:

  • STEP-анализ, когда приоритетными считаются социальные и технологические факторы; применима для стран с развитой экономикой и стабильной политической системой.
  • PEST-анализ, когда приоритетны экономические и политические факторы.
Некоторые авторы считают, что последняя методика применима к странам с нестабильной ситуацией в стране и слаборазвитой экономикой. На наш взгляд по сути оба варианта анализа являются одним и тем же, так как беспристрастная математическая оценка факторов не зависит от последовательности их перечисления.

Существует расширенная версия  PESTLE-анализ, добавляющая две группы факторов: Legal  юридические факторы и Environmental  факторы окружающей среды.

Иногда принимают STEEPLE-анализ, выделяющий отдельные группы факторов: социально-демографический, технологический, экономический, окружающая среда (природный), политический, правовой и этнический факторы. Существуют и другие версии, дополненные различными группами факторов.

При этом используются различные методы обработки результатов анализа, которые приведены в приложении 1 к гл. 26 раздела VII. Конечной целью анализа макросреды является получение математической зависимости каждой составляющей от выбранных факторов в виде уравнений.

Таким образом процесс анализа ускоряется и сводится к введению в компьютер новых численных значений, необходимых для оценки фактора с учетом тенденции его изменения за изучаемый период.

На основании результатов анализа по численным значениям сводных параметрических индексов относят составляющую, а если необходимо то и каждый фактор составляющей к возможностям или угрозам для деятельности фармацевтической организации или изменению спроса на товар со стороны макросреды.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)