Ролевая игра в обучении

Термин «игра» на различных языках соответствует понятиям о шутке и смехе, легкости и удовольствии и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями. Вершиной эволюции игровой деятельности в онтогенезе является сюжетная или ролевая игра, по терминологии Л.С. Выготского, «мнимая ситуация». Работа с образами, пронизывающая игровую деятельность, стимулирует процессы мышления, в том числе творческую интуицию.

Интересно
Особая чувствительность игры к сфере человеческой деятельности и отношениям между людьми показывает, что при всём разнообразии сюжетов за ними скрывается принципиально одно и то же содержание – деятельность человека и отношения людей в обществе. Характер взаимоотношений, отраженных в игре, может быть различным, например: сотрудничество, взаимная помощь, разделение труда, забота и внимание людей друг к другу.

Игры в нашей жизни имеют разное значение. Надо сказать, что всякая деятельность, связанная с условностями, может расцениваться как игра. Особое значение приобретают игры для мотивации освоения профессиональной и учебной деятельности.

С этой точки зрения результатами применения игрового метода являются:

  • освоение правил поведения и социальных ролей в группе;
  • определение возможностей самих групп, коллективов в качестве моделей предприятий, фирм, различных типов экономических и социальных институтов;
  • навыки совместной коллективной деятельности, индивидуальные характеристики учащихся, необходимые для достижения поставленных игровых целей;
  • опыт коммуникативной деятельности в ситуациях разного типа;
  • культурные традиции, внесенные в игру ее участниками.

В большинстве своем игры являются моделями жизненных ситуаций общения. А это значит, что с их помощью можно сформировать и развить коммуникативную и другие необходимые компетенции.

Для этого необходимо создавать различные ситуации:

  • индивидуального характера – консультирование, интервью, личные отношения;
  • групповые – комиссии, переговоры, общественные собрания, мероприятия, занятия, работа в команде или коллективные интервью.

Ролевая игра позволяет приобретать самый разнообразный опыт. Рассматривая ее с этой точки зрения, многие авторы выделяют три характерные группы достоинств игры. Ролевая игра психологически безопасна при работе с установками и чувствами. Она обнаруживает установки и чувства участников способом, являющимся одновременно позитивным и безопасным: позитивным, потому что они признаются законным предметом обсуждения и анализа, а сама ролевая игра дает возможность научиться контролировать эти чувства и эмоции; и безопасным, потому что личное поведение ученика не обсуждается – обсуждается поведение исполнителя роли.

Ролевая игра содержит в себе имитацию реальной практики. Она отражает поведенческие паттерны (образцы), которые могут реально понадобиться в практической деятельности или в общении с окружающими. Это значит, что игра позволяет приобрести практический опыт и отработать навыки, которые пригодятся в будущем, в частности в профессиональной деятельности. Возможным становится не только испытать свои силы в общении с другими людьми в самых разных ситуациях, но и повторить этот опыт, все более совершенствуя свои способности.

Ролевая игра мотивирует участников. Мотивация обеспечивается благодаря простой, непосредственной и быстрой обратной связи относительно последствий их действий. При хорошей организации и проведении ролевой игры она неизменно нравится участникам, они быстро втягиваются в нее и долго о ней вспоминают, когда уже забыты многие знания, приобретенные иными способами.

Интересно
Использование ролевых игр наиболее очевидно там, где речь идет в первую очередь о различных аспектах коммуникации. Ролевая игра — высоко вербализированная процедура; одно из критических замечаний в ее адрес фактически касается ее чрезмерной зависимости от лингвистических способностей. Она, действительно, идеально подходит к любой лингвистической деятельности – изучению языков, тренингу коммуникативных навыков.

В этом случае имеется серьезный стимул к ролевой игре, а языковые и другие формы коммуникации используются в процессе игры так, что учебные действия становятся неотъемлемой частью задачи. Разыгрывая сцены из повседневной жизни – особенно такие ситуации, в которых задействован новый словарный материал, – участники получают возможность применять язык в свободной и увлекательной манере. Развитие языковых навыков необязательно ограничивать иностранными языками; с помощью этой техники можно улучшить и разговорную речь на родном языке.

Разыгрывание ролей необходимо в ситуациях, когда ученикам нужно освоить новые роли, лучше осознать свои собственные и глубже понять позиции других людей. Эту технику используют в тренинге социальных навыков. Она повышает гибкость, чувствительность людей в этом отношении. В сценарий можно включить непосредственную информацию о том, как действовать в некоторых ситуациях. Поэтому ролевая игра приобретает все большее значение в обучении социальным навыкам.

Есть ряд школьных учебных предметов, а именно история, обществознание, литература, искусство, которые отчасти обращаются к образу жизни людей, влиянию, которое оказывают люди друг на друга и на окружающую среду. В этих случаях ролевую игру можно использовать для изображения картины жизни в прошлом или в различных обществах настоящего. В данном случае акцент делается на воспроизведении картины общества. С помощью более активной формы ролевой игры, такой, как общественное собрание, можно связать факты и цифры воедино и обменяться аргументами по существу разных идей.

Подобным же образом можно использовать ролевую игру для демонстрации значимости экологической стороны географии и естествознания, что является особенно актуальным в условиях растущей озабоченности проблемами окружающей среды. Чаще всего ролевая игра принимает форму интервью. С ее помощью учеников обучают искусству проводить собеседование, соответственно подавать себя на собеседованиях. Ее применяют в тренинге интервьюеров, работающих на телевидении, радио или в прессе. Кроме того, техника ведения интервью является неотъемлемой частью навыков, необходимых социальным работникам, врачам и психологам. Ролевая игра помогает проникнуться чувствами тех, с кем им приходится работать, развивает эмпатию, восприимчивость к нуждам и чувствам клиентов.

В тренинге менеджмента ролевая игра служит развитию навыков межличностного общения в вопросах, связанных с групповой динамикой и принятием решений. Есть много групповых упражнений, которые требуют от участников принятия решений или достижения согласия с помощью разыгрывания ролей ключевых фигур. Такие задания способствуют развитию группы, и поэтому их можно использовать в ситуациях, когда люди должны научиться работать в команде (научно-исследовательские или проектные группы, педагогические коллективы).

Еще одной специфической областью применения ролевой игры является обучение ведению переговоров. В ходе упражнения «круглый стол» можно исследовать баланс ресурсов в странах третьего мира, проблемы международной торговли, философские дилеммы или сами навыки ведения переговоров с позиций продавца и покупателя, председателя избирательной комиссии и избирателя. Таким образом, ролевая игра является эффективным средством организации педагогического процесса в самых разных сферах профессиональной подготовки. Она создает условия для личностного и профессионального самоопределения участников игры, формирования их жизненной позиции. В целом ролевая игра обеспечивает внутреннюю положительную мотивацию достижений ее участников.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)