Семиотические ряды
Огромный массив культурно-маркированных знаков для удобства
описания объединяют в ряды.
В зависимости от принципа (синхронического или диахронического), положенного в основу классификации семиотических рядов, Ю. С. Степанов выделил три типа:
- ряды, которые рассматриваются на одном временном срезе, – парадигмы, стили эпохи;
- ряды, которые отражают эволюцию концепта от эпохи к эпохе, – эволюционные ряды;
- ряды, которые выделяются по принципу панхронии, то есть без учёта хронологического фактора, – ментальные изоглоссы.
Лингвистическую разновидность семиотического ряда будем называть лингвосемиотическим рядом: как вол; как лошадь; кляча; коняга; в одной упряжке; тянуть лямку; похваля клячу, да в соху; вола зовут не пиво пить, а хотят на нём воду возить и др.
Рассмотрим семиотические ряды разных типов. Культурные парадигмы выделяются на одном временном срезе. Например, неологизмы, появившиеся в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века, формируют культурную парадигму перестройки.
Эпохи организуются в первую очередь идеологемами, благодаря которым и становится возможным отделить одну эпоху от другой.
Например, идеологемами ампира являются следующие: образец государственности – Римская империя; сильное государство определяется военной мощью.
Они показывают становление и развитие концепта, эволюцию сознания, динамику культурных установок, идеологем, стереотипов. Указанная динамика представляет собой эволюционный семиотический процесс.
Эволюционный семиотический ряд можно показать на примере эволюции изображения человеческого лица. Ряд «икона → парсуна → портрет» демонстрирует переход от плоского, безжизненного изображения к объёмному, эмоциональному.
Своеобразный эволюционный семиотический ряд представляет динамика семантической структуры многозначного слова. Так, если раньше слово работа указывало на то, что трудовая деятельность связана с рабством, то современные значения показывают, что работа понимается как одна из целенаправленных человеческих практик, служащих созданию материальных и духовных ценностей.В ментальных изоглоссах те или иные тождественные смыслы находят своё выражение в разные промежутки времени и в разных культурах. Причём эти процессы носят непроизвольный непредсказуемый характер.
Примером может быть пьеса Д. Кейджа «4.33» (пианист 4 минуты 33 секунды сидит за роялем и ничего не играет), картина «Чёрный квадрат» К. Малевича, «Поэма конца» В. Гнедова (поэма не имела слов).
Творцами этих изречений являются люди, жившие в разные эпохи, имевшие разные взгляды.
Однако между этими выражениями существует связь, проявляющаяся в том, что они отражают одинаковое понимание каких-либо явлений.
Помимо категоризующей, также важнейшими функциями семиотического ряда являются:
- связующая (осуществление связи языка и культуры);
- кумулятивная (хранение культурной информации в языке);
- моделирующе-гносеологическая (отражение и определение сценариев поведения человека в культурном пространстве).
Таким образом, культура существует по определённым законам, которые вскрываются через анализ знаковых систем.
- Лингвокультурный типаж
- Культурная специфика текста
- Лингвокультурные аспекты дискурса
- Лингвокультурные аспекты синтаксиса
- Вспомогательные лингвокультурные явления в морфологии
- Основные лингвокультурные явления в морфологии
- Лингвокультурные аспекты словообразовательного значения
- Вербализация культурной информации словообразовательными макроединицами
- Культурно-когнитивный потенциал производного слова
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу