Семиотические ряды

Огромный массив культурно-маркированных знаков для удобства
описания объединяют в ряды.

В зависимости от принципа (синхронического или диахронического), положенного в основу классификации семиотических рядов, Ю. С. Степанов выделил три типа:

  • ряды, которые рассматриваются на одном временном срезе, – парадигмы, стили эпохи;
  • ряды, которые отражают эволюцию концепта от эпохи к эпохе, – эволюционные ряды;
  • ряды, которые выделяются по принципу панхронии, то есть без учёта хронологического фактора, – ментальные изоглоссы.

Лингвистическую разновидность семиотического ряда будем называть лингвосемиотическим рядом: как вол; как лошадь; кляча; коняга; в одной упряжке; тянуть лямку; похваля клячу, да в соху; вола зовут не пиво пить, а хотят на нём воду возить и др.

Рассмотрим семиотические ряды разных типов. Культурные парадигмы выделяются на одном временном срезе. Например, неологизмы, появившиеся в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века, формируют культурную парадигму перестройки.

Можно говорить о стилях мышления, которые находят своё отражение в научных принципах и методах. Например, для середины и начала ХХ в. был характерен структурализм, для конца ХХ в. и начала ХХІ в. – антропоцентризм.

Эпохи организуются в первую очередь идеологемами, благодаря которым и становится возможным отделить одну эпоху от другой.

Например, идеологемами ампира являются следующие: образец государственности – Римская империя; сильное государство определяется военной мощью.

Интересно
Всё это нашло отражение в использовании элементов римского искусства, военной эмблематики и т. д. Иллюстрацией может послужить бюст Петра I, выполненный Б. К. Растрелли, портрет Петра III, созданный А. П. Антроповым и др. Эволюционные ряды реконструируются на диахроническом срезе.

Они показывают становление и развитие концепта, эволюцию сознания, динамику культурных установок, идеологем, стереотипов. Указанная динамика представляет собой эволюционный семиотический процесс.

Эволюционный семиотический ряд можно показать на примере эволюции изображения человеческого лица. Ряд «икона → парсуна → портрет» демонстрирует переход от плоского, безжизненного изображения к объёмному, эмоциональному.

Своеобразный эволюционный семиотический ряд представляет динамика семантической структуры многозначного слова. Так, если раньше слово работа указывало на то, что трудовая деятельность связана с рабством, то современные значения показывают, что работа понимается как одна из целенаправленных человеческих практик, служащих созданию материальных и духовных ценностей.

В ментальных изоглоссах те или иные тождественные смыслы находят своё выражение в разные промежутки времени и в разных культурах. Причём эти процессы носят непроизвольный непредсказуемый характер.

Примером может быть пьеса Д. Кейджа «4.33» (пианист 4 минуты 33 секунды сидит за роялем и ничего не играет), картина «Чёрный квадрат» К. Малевича, «Поэма конца» В. Гнедова (поэма не имела слов).

В разное время и в разных культурах становятся социально значимыми мысли философов, писателей, общественных деятелей. Здесь мы имеем в виду мудрые мысли, ставшие в нашей культуре афоризмами.

Творцами этих изречений являются люди, жившие в разные эпохи, имевшие разные взгляды.

Однако между этими выражениями существует связь, проявляющаяся в том, что они отражают одинаковое понимание каких-либо явлений.

Помимо категоризующей, также важнейшими функциями семиотического ряда являются:

  • связующая (осуществление связи языка и культуры);
  • кумулятивная (хранение культурной информации в языке);
  • моделирующе-гносеологическая (отражение и определение сценариев поведения человека в культурном пространстве).

Таким образом, культура существует по определённым законам, которые вскрываются через анализ знаковых систем.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)