Семинар и его виды

Семинар как активная организационная форма профессионально-ориентированного обучения представляет собой особое звено целостного образовательного процесса.

Отличие семинара от других форм профессионально-ориентированного обучения состоит в том, что он предполагает проявление обучающимися самостоятельности в учебно-познавательной деятельности, так как в ходе семинара углубляются, систематизируются и контролируются знания обучающихся, полученные в результате самостоятельной внеаудиторной работы над первоисточниками, документами, дополнительной литературой.

Семинарские занятия тесно связаны с лекциями по изучению нового учебного материала и самостоятельной работой обучающихся. Учебный материал семинаров не дублирует материал, изложенный преподавателем на лекции, но сохраняет тесную связь с его принципиальными положениями.

Дидактические цели семинарских занятий:

  • углубление, систематизация;
  • закрепление знаний, превращение их в убеждения;
  • проверка знаний;
  • привитие умений и навыков самостоятельной работы с различными источниками и видами профессионально-значимой информации;
  • развитие культуры речи, формирование умений аргументировано, доказательно отстаивать свою точку зрения, отвечать на вопросы слушателей, умений слушать других, формулировать и задавать вопросы по обсуждаемой проблеме;
  • формирование умений участвовать в дискуссиях, формулировать обобщающие выводы.

Руководящая роль преподавателя в процессе подготовки и проведения семинара проявляется в тщательном планировании самообразовательной учебной работы обучающихся, выделении существенных вопросов для обсуждения, в подборе литературы для самостоятельного изучения, в управлении процессом обсуждения учебного материала.

Вопросы плана семинарского занятия должны охватывать основной материал темы и быть краткими, четкими, понятными всем обучающимся.

Их можно формулировать как в утвердительной, так и в вопросительной форме. Как правило, на семинарские занятия выносится не более 4-6 вопросов.

В зависимости от способа проведения выделяют следующие виды семинаров.

Семинар-беседа – наиболее распространенный вид семинарских занятий. Проводится в форме развернутой беседы по плану с кратким вступлением и заключением преподавателя, предполагает подготовку к занятиям всех обучающихся по всем вопросам плана семинара, позволяет вовлечь максимум студентов (слушателей) в активное обсуждение темы. Достигается это путем заслушивания развернутого выступления нескольких студентов (слушателей) по конкретным вопросам плана, дополнений других, рецензирования выступлений, постановки проблемных вопросов.

Семинар-заслушивание и обсуждение докладов и рефератов предполагает предварительное распределение вопросов между сту-дентами (слушателями) и подготовку ими докладов и рефератов.

Семинар-диспут предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее достоверного реше-ния.

Семинар-диспут проводится в форме проблемно-диалогического общения участников. Он предполагает активность участников в про-цессе обсуждения, высокий уровень их осведомленности по обсуждаемой проблематике, прививает умение вести полемику, обсуждать материал, аргументировано защищать свои взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать свои мысли.

Смешанная форма семинара, на котором сочетаются обсуждение докладов, свободные выступления обучающихся, а также дискус-сионные обсуждения.

Педагогическое руководство подготовкой студентов или слуша-телей курсов повышения квалификации к семинару состоит в том, что преподаватель помогает обучающимся подготовить план выступления, обучает составлению конспектов статьи, показывает, как сделать выписки из текста, найти цитаты для обоснования выводов и утверждений, сформулировать тезисы выступления, наблюдает за само-стоятельной работой, консультирует обучающихся по другим вопросам.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)