Семинар и его виды
Семинар как активная организационная форма профессионально-ориентированного обучения представляет собой особое звено целостного образовательного процесса.
Семинарские занятия тесно связаны с лекциями по изучению нового учебного материала и самостоятельной работой обучающихся. Учебный материал семинаров не дублирует материал, изложенный преподавателем на лекции, но сохраняет тесную связь с его принципиальными положениями.
Дидактические цели семинарских занятий:
- углубление, систематизация;
- закрепление знаний, превращение их в убеждения;
- проверка знаний;
- привитие умений и навыков самостоятельной работы с различными источниками и видами профессионально-значимой информации;
- развитие культуры речи, формирование умений аргументировано, доказательно отстаивать свою точку зрения, отвечать на вопросы слушателей, умений слушать других, формулировать и задавать вопросы по обсуждаемой проблеме;
- формирование умений участвовать в дискуссиях, формулировать обобщающие выводы.
Руководящая роль преподавателя в процессе подготовки и проведения семинара проявляется в тщательном планировании самообразовательной учебной работы обучающихся, выделении существенных вопросов для обсуждения, в подборе литературы для самостоятельного изучения, в управлении процессом обсуждения учебного материала.
Их можно формулировать как в утвердительной, так и в вопросительной форме. Как правило, на семинарские занятия выносится не более 4-6 вопросов.
В зависимости от способа проведения выделяют следующие виды семинаров.
Семинар-беседа – наиболее распространенный вид семинарских занятий. Проводится в форме развернутой беседы по плану с кратким вступлением и заключением преподавателя, предполагает подготовку к занятиям всех обучающихся по всем вопросам плана семинара, позволяет вовлечь максимум студентов (слушателей) в активное обсуждение темы. Достигается это путем заслушивания развернутого выступления нескольких студентов (слушателей) по конкретным вопросам плана, дополнений других, рецензирования выступлений, постановки проблемных вопросов.
Семинар-заслушивание и обсуждение докладов и рефератов предполагает предварительное распределение вопросов между сту-дентами (слушателями) и подготовку ими докладов и рефератов.
Семинар-диспут предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее достоверного реше-ния.
Семинар-диспут проводится в форме проблемно-диалогического общения участников. Он предполагает активность участников в про-цессе обсуждения, высокий уровень их осведомленности по обсуждаемой проблематике, прививает умение вести полемику, обсуждать материал, аргументировано защищать свои взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать свои мысли.
Педагогическое руководство подготовкой студентов или слуша-телей курсов повышения квалификации к семинару состоит в том, что преподаватель помогает обучающимся подготовить план выступления, обучает составлению конспектов статьи, показывает, как сделать выписки из текста, найти цитаты для обоснования выводов и утверждений, сформулировать тезисы выступления, наблюдает за само-стоятельной работой, консультирует обучающихся по другим вопросам.
- Характеристики эффективного взрослого обучающегося в системе ДПО
- Правила для участников модерации
- Этапы реализации технологии модерации
- Технология модерации профессионально-ориентированного обучения
- Классификация кейсов
- Общая характеристика кейс-технологий
- Краткая история метода кейсов
- Кейc-технологии профессионально-ориентированного обучения
- Технологии контекстного обучения
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу