Соотношение понятий технология обучения и метод обучения
В научно-педагогической литературе до сих пор идет дискуссия в части поиска ответа на вопрос: «Существует ли принципиальное отличие между «методикой профессионально-ориентированного обучения» и «технологией профессионально-ориентированного обучения»?».
Для каждого класса типичных ситуаций методика нарабатывает определенный комплекс педагогических приемов, средств, вариантов решения проблемы и выявляет условия их эффективного применения.
Многие ученые считают, что составной частью технологии обучения является система методов обучения . Именно правильный выбор конкретных методов реализации технологии обучения обеспечивает успешное решение профессиональной задачи, стоящих перед педагогом. К настоящему времени накоплен достаточно обширный научный материал, раскрывающий сущность методов обучения.
Метод обучения (от греч. metodos – путь к чему-либо) – это упорядоченное взаимодействие педагога и учащихся, направленное на достижение заданной конкретной цели обучения.
Учитывая, что оснований классификации может быть много, то существует несколько разновидностей классификаций методов обучения. Рассмотрим сущность наиболее известных классификаций методов обучения.
Основа классификации – активность ученика в процессе обучения.
Группы методов обучения:
- пассивные методы обучения (лекция, рассказ учителя, просмотр видеофильма и др.);
- активные (лабораторные работы, практикумы, контрольные работы и др.).
Основа классификации – последовательные этапы, через которые проходит процесс обучения.
Выделяют следующие методы:
- методы приобретения знаний (лекции, работа с научными публикациями, просмотр и анализ видеоматериалов и др.);
- методы формирования умений и навыков (упражнения, самостоятельная работа, выполнение творческих заданий и др.);
- методы применения знаний (практикумы, выполнение проектных заданий; курсовых и дипломных работ);
- методы закрепления знаний (ученические конференции, работа со специализированными компьютерными программами и др.);
- методы контроля и проверки знаний, умений, навыков (тестирование, контрольные работы, зачеты, экзамены).
Основа классификации – источник знаний.
Таких источников три:
- слово (словесные методы обучения: «устное слово» – методы обучения: рассказ, лекция, беседа; «письменное слово» – методы обучения: работа с книгой, с Интернет-материалами и др.);
- наглядность (наглядные методы обучения – экскурсии, просмотр видеофильмов и др.);
- практика (практические методы обучения – лабораторные работы, практикумы и др.).
Основа классификации – характер познавательной деятельности обучающегося, уровень его самостоятельности (напряженности) познавательной деятельности, которого достигают учащиеся, работая по предложенной учителем схеме обучения.
В данной классификации выделяются следующие методы:
- объяснительно-иллюстративный метод;
- репродуктивный метод;
- проблемный метод;
- частично-поисковый (эвристический) метод;
- исследовательский метод.
Данная классификация получила поддержку и распространение среди педагогов-практиков.
Наиболее сложно реализовать эвристический метод обучения, который выражается в следующих его характерных признаках:
- знания учащимся не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добывать самостоятельно;
- педагог организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств;
- учащиеся под руководством педагога самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы, в результате чего у них формируются осознанные прочные знания.
Выбор методов обучения зависит:
- от ведущих установок дидактики в конкретном историческом временном интервале;
- от особенностей содержания и методов конкретной науки и изучаемого учебного предмета, темы;
- от особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины и определяемых ее спецификой требований к отбору обще-дидактических методов;
- от цели, задач и содержания материала конкретного учебного занятия;
- от времени, отведенного на изучение того или иного материала;
- от возрастных особенностей студентов; от уровня их реальных познавательных возможностей;
- от уровня подготовленности студентов (образованности, воспитанности и развития);
- от материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;
- от возможностей и особенности преподавателя, уровня его теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных и профессиональных качеств.
Так, например, когда на передний план выдвигается задача приобретения учащимися новых знаний, педагог решает вопрос, будет ли он в данном случае сам излагать эти знания; организует ли он их приобретение учащимися путем самостоятельной работы.
В первом случае может понадобиться подготовка студентов к слушанию изложения преподавателя, и тогда он дает студентам задание или на проведение определённых предварительных наблюдений, или на предварительное чтение нужного материала.
В ходе самого изложения преподаватель может воспользоваться либо информационным изложением-сообщением, либо проблемным изложением (рассуждающее, диалогическое). При этом, излагая новый материал, преподаватель систематически обращается и к тому материалу, который учащиеся получили в своей предварительной самостоятельной работе. Изложение преподавателя сопровождается демонстрацией натуральных объектов, их изображений, опытами, экспериментами и т.п. Студенты при этом делают те или иные записи, графики, схемы и др.
Совокупность этих промежуточных решений и составляет одно целостное решение о выборе определенного сочетания методов обучения.
В целом же, резюмируя материалы данного параграфа, можно утверждать, что методика профессионально-ориентированного обучения предоставляет преподавателю более широкий диапазон выбора индивидуально-предпочитаемых приемов, средств, способов, техник реализации им функций преподавательской деятельности, чем технологии.
В каждой конкретной ситуации профессионального обучения перед преподавателем стоит проблема – как обеспечить оптимальность и эффективность решения профессионально-обучающей задачи.
Однако ни одна технология профессионально-ориентированного обучения не дает гарантии успеха – обязательно нужно искусство, профессионально-педагогическое мастерство преподавателя, чтобы добиться необходимого результата в сложнейшей системе взаимодействия с обучающимися в учреждении профессионального образования.
- Характеристики эффективного взрослого обучающегося в системе ДПО
- Правила для участников модерации
- Этапы реализации технологии модерации
- Технология модерации профессионально-ориентированного обучения
- Классификация кейсов
- Общая характеристика кейс-технологий
- Краткая история метода кейсов
- Кейc-технологии профессионально-ориентированного обучения
- Технологии контекстного обучения
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу