Сексуальная революция и культура

Вот вам, пожалуйста, еще новые словечки, и все из той же «оперы». Поневоле начинаешь теряться: что с чем связать и что с чем развести. Начнем с «секса». Для выяснения содержания этого чрезвычайно популярного в наше время слова лезу в словарь Вл. Даля. Такого слова и всех производных от него наш великий лингвист не знал, а коли бы знал, то непременно вставил бы — и не такое вставлял.

Темное, однако, было время! Давно ли, кажется, а сколько с той поры изменилось… Ладно бы слова, а то ведь и все, что за ними стоит. Лезу в современный, самый наифилософский словарь, отыскиваю слово «секс»: рядом с ним написано: «См. “эротика”». Смотрю «эротику» и в конце концов выясняю, что то и другое означает «совокупность психических реакций, переживаний и поступков, связанных с проявлением и удовлетворением полового влечения».

Половое влечение вследствие этой самой «совокупности» (слово- то какое «сексуальное»!), может быть, и удовлетворяется, но моя любознательность — нет.

Странное, однако, определение: написано будто специально, чтобы ничего нельзя было понять. В этом определении явно не хватает чего-то главного. Ведь и у павиана такая «совокупность» тоже имеется… значит ли это, что и тот занимается сексом?

Но тогда, вы- ходит, сексом занимается любое животное в отведенное тому время и сроки! В общем, по определению выходит, что секс есть то же либидо, только по-другому названное. Если это и в самом деле так, то зачем столько терминов для одной простой вещи, хорошо известной даже павиану, — только запутаться можно.

Могут, правда, указать на слово «переживание», которое как бы призвано отделить особо эмоциональный сексуальный акт человека от примитивного спаривания животных, у которых в их ограниченном и лишенном воображения сознании нет более высоких чувств и мыслей, кроме как продолжения рода.

Мыслей у них действительно нет, но чувства есть, да еще какие! Так что насчет отсутствия у животных «переживаний», связанных с половым влечением, я бы сильно усомнился. Даже самые простые наблюдения говорят об обратном. Итак, определения не получилось, и я как был в неведении относительно того, что означает термин «секс», так при этом неведении и остался. Пришлось самому искать ответ на искомый вопрос.

Выше я обмолвился, что человек давно ушел от примитивного представления, что половое влечение должно служить продолжению рода. Однако это утверждение не совсем верно, потому что, если быть точным, такого представления у него, собственно, никогда и не было, как не было и нет его у животных.

Если оно и было, то лишь в умах ученых-биологов, которые абстрагируются от живого челове-ка и думают в масштабах целого вида. На мой взгляд, есть все основания считать, что в своих половых отношениях человек руководствуется не осмысленной целью продолжения рода, а, прошу прощения, главным образом получением сексуального удовольствия и тем самым — удовлетворением своего либидо.

А то, что из этого удовольствия и удовлетворения появляются дети и продолжается род, является естественным следствием действия всеобщего закона природы. Ко всему прочему, у человека дети нередко бывают своего рода платой за получение сексуального удовольствия — платой, не всегда притом желаемой.

Нынче же благодаря научно-техническому прогрессу плата эта сильно сократилась, вследствие чего люди могут отдаваться излюбленному занятию без прежних опасений. Хотя за- мечу, природу трудно провести: вовсе дармовых удовольствий в ее великой кладовой не имеется. Обезопасив себя от возможности по- явления нежеланного ребенка, человек взамен получил целый букет различных болезней, приобретаемых через посредство удовлетворения все того же либидо.

Еще раз здесь отмечу, что у животных никакого секса нет — у них есть инстинкт продолжения рода, который точно срабатывает в от- веденное для каждого вида время. Другое дело человек: природа наградила его не только постоянно действующим либидо, но впридачу и сильным воображением.

А это, прямо скажем, — «взрывчатая смесь». Она-то и породила то, что стали называть «сексом», или, говоря расширительно, получением сексуального удовольствия, сознательно отчуждаемого и ограждаемого от естественных его последствий (рождения ребенка) с помощью специально созданных для этого искусственных средств. — Вот так-то:  столблю  патент на определение!

В прежние темные времена, когда о сексе ничего не знали*, детей рождалось значительно больше, нежели сейчас, хотя, соответствен- но, больше и умирало — одно компенсировалось другим. В наши дни вследствие развития науки, техники, медицины и секса детей рождается значительно меньше, но и умирает меньше — опять же своего рода компенсация.

Главное же здесь то, что благодаря «прогрессу» значительно увеличилась возможность получения чистого сексуального удовольствия. Секс стал доступен практически всем — от малого до старого и вышел на большую дорогу… Тем самым сексуальная революция свершилась!

* В этой связи вспоминается анекдот советских времен: иностранцы спросили од- ну женщину, как в Советском Союзе обстоят дела с сексом. На сей вопрос та просто- душно ответила, что в нашей стране никакого секса нет.

Все, конечно, весело смеялись над этим ответом. А ведь зря смеялись: секс есть факт социальный, но отнюдь не физиологический, и родился он в лоне все той же очень прогрессивной западной цивилизации, притом на нынешнем этапе ее развития. Каких-то сто лет назад и на Западе никто не знал такого понятия.

На основании сказанного можно подправить имеющуюся формулировку секса и сказать так: секс — это целенаправленно получаемое удовольствие от реализации человеком своего либидо, при ко- тором сознательно блокируются естественные последствия в виде рождения ребенка.

Как говорил по этому поводу М. Вебер, либидо «…превращается в основу специфических переживаний, в “эротику”, и тем самым становится самоценностью».

Другими словами, половые отношения превратились в «l’art pour l’art», в «удовольствие ради удовольствия». Тем самым «секс» стал не только важнейшим элементом современной культуры, но и элементом, во многом определяющим ее форму и содержание. Появилась уже целая «индустрия секса» как огромная отрасль экономики и искусства.

На «секс» работают лучшие умы, передовая и прогрессивно мыслящая творческая интеллигенция, многие «деятели культуры», средства массовой информации и даже органы власти… — все это реальные плоды свершившейся сексуальной революции и прогресса в целом.

Как всегда, явились и свои теоретики сексуальной революции. Среди них широкую известность приобрел австрийский психо- аналитик, последовательный фрейдист Вильгельм Райх.

В своей некогда нашумевшей книге «Сексуальная революция» (1935) он призвал отказаться от принудительной регуляции взаимоотношений полов со стороны общества, притом начиная уже с детского возраста — пусть и детки свободно занимаются мастурбацией, поскольку это естественно, а все, что естественно, то полезно и хорошо.

Вслед за своим знаменитым учителем Райх утверждал, что  в основе человеческих отношений (притом отношений не только межличностных, но и производственных) лежат все те же сексуальные отношения, посрамив тем самым Маркса с его экономическими производственными отношениями как базисом. Он так и пишет:

«Биологические потребности в питании и сексуальном наслаждении обосновывают необходимость общественного объединения людей. Возникающие таким образом “производственные отношения” изменяют основные потребности, но не убивают их и создают на их основе новые притязания…» (курсив мой. — Э.П.).

Упрощая витиеватость изложения Райха, можно ту же мысль выразить так: выпить, закусить и заняться сексом — вот реальный базис общественных отношений и основа человеческой культуры, поскольку 90 процентов этой самой культуры прямо связаны с этим самым «выпить, закусить и заняться сексом».

И впрямь: если под этим углом взглянуть на современное человеческое общество, Райх был прав не на 90, а на все 100 процентов. И все это — плоды свершившейся сексуальной революции, о которой столетиями мечтали передовые умы и которую ценой многих миллионов человеческих жизней удалось, наконец, реализовать на большей части нашей планеты.

Говоря словами Достоевского, человечеству после этого ничего не остается, кроме как «спать, кушать пряники и хлопотать о непрекращении всемирной истории», плюс заниматься сексом, о чем ввиду консервативности своих взглядов писатель не упомянул.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)