Самооценка и уровень притязаний

К числу основных компонентов личности принято относить самооценку и уровень притязаний. Эти стороны личности в дошкольном возрасте у умствен­но отсталых детей не развиты. Если дети и отвечают на вопросы, задаваемые с целью выяснить уровень развития этих качеств, то делают это чаще всего бездумно, легко изменяя свой ответ в зависимости от ситуации.

У младших умственно отсталых школьников самооценка неадекватна, пра­вильные понятия о своих возможностях не сформированы. Они не способны критично оценить свои действия и поступки. Эти дети или завышают чрезмер­но, или, наоборот, занижают свои способности и нравственные качества.

Ис­ключительно значимым в этот возрастной период является мнение взрослого. Если оценка взрослым способностей, черт личности, поступков ребенка без до­статочных на то оснований бывает положительной, то у последнего формиру­ется завышенная самооценка. В том случае, когда действия ребенка вызывают раздражение, недовольство окружающих и он слышит только порицания, фор­мируется неправомерно заниженная самооценка.

Для младших умственно отсталых учащихся характерен высокий уровень притязаний, поскольку они не могут правильно оценить свои возможности. Их планы на будущее, касающиеся предстоящей трудовой деятельности и выбора профессии, свидетельствуют об этом: «Буду летчиком, начальником, учителем» и т. п.

С возрастом самооценка становится более адекватной, что говорит о развитии личности школьников. В результате коррекционного обучения у них про­является умение правильно оценить и себя, и результаты своей деятельности.

Межличностные отношения в коллективе и самооценка в большой мере определяются успехами в учебной деятельности школьников. Хорошо успеваю­щие ученики с адекватной или несколько заниженной самооценкой своих воз­можностей и успехов, как правило, занимают благоприятное место в коллекти­ве.

Умственно отсталые школьники со слабой успеваемостью, переоцениваю­щие свои возможности, проявляющие завышенную самооценку и неадекватный уровень притязаний в сфере межличностных отношений, чаще всего занимают неблагоприятное положение в коллективе сверстников.

Самооценка не только является регулятором поведения ребенка и его вза­имоотношений с окружающей средой, но и представляет важный компонент в формировании самосознания человека. Учащимся старших классов вспомога­тельной школы присущ более высокий уровень самосознания. Умственно от­сталые подростки адекватно оценивают свои успехи в учебной деятельности.

С возрастом оценка своих интеллектуальных возможностей становится более ре­алистичной. По мере взросления и расширения социального опыта у многих умственно отсталых школьников старших классов возрастает осознание соб­ственного дефекта.
Установлено, что чем раньше ученик специальной (коррекци-онной) школы VIII вида включается в общественно значимую деятельность, тем быстрее идет формирование положительных сторон его личности.

Развитие отношения к учению у детей с интеллектуальной недостаточно­ стью протекает чрезвычайно замедленно и характеризуется неустойчивостью, может изменяться под влиянием ситуации, смены обстановки, успеха или неуспеха, степени контроля со стороны педагога (И. П. Ушакова).

По мнению многих авторов, умственно отсталые дети как младшего, так среднего и старшего школьного возраста преимущественно положительно от­носятся к учению.

Вместе с тем у некоторых учеников младших классов наблю­дается индифферентное отношение к учебной деятельности, а у отдельных старшеклассников – отрицательное. Такое отношение к учению в старших клас­сах возникает чаще всего из-за отсутствия интереса к учебной деятельности и постоянных неудач.

У большинства умственно отсталых старшеклассников наблюдается изби­рательное отношение к школьным предметам, хотя такие предпочтения прояв­ляются у них значительно позже, чем в норме, у некоторых же они не формиру­ются даже к выпускному классу.

К старшим годам обучения у учеников наблюдается предпочтение тех за­даний, которые выполняются легко, но требуют определенного интеллектуаль­ного напряжения. Среди факторов, способствующих формированию положительного отно­шения к учению, существенное значение имеет педагогическая оценка. Дети обычно называют любимыми те предметы, по которым имеют хорошие оценки.

В младших классах оценка мало стимулирует старательность учащихся и их стремление к улучшению качества знаний, поскольку дети не всегда могут адекватно оценить свою работу или работу товарища, не понимают досто­инства отметки.

Педагогическая оценка в специальной школе для умственно отсталых де­тей становится фактором формирования положительного отношения к учению только в том случае, если учащиеся правильно понимают содержание каждой оценки и критериев оценивания.

В развитии положительного отношения умственно отсталых школьников к учению, особенно в первые школьные годы, значительная роль принадлежит учителю. Доброжелательность педагога к ученикам – одно из условий, форми­рующих их положительную учебную направленность.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)