Роль личности воспитателя в педагогическом процессе исправительного учреждения

Эффективность процесса исправления осужденных во многом зависит от организации коллектива сотрудников исправительного учреждения. Практическая деятельность исправительных учреждений свидетельствует о том, что коллектив сотрудников не всегда является коллективом воспитателей, основная функция которого – воспитательная.

Связано это с тем, что сложившаяся оценка деятельности отделов и служб различна и трудно сопоставима: на производстве – выполнение плана, в ПТУ – обучение специальности, в отряде – порядок и дисциплина, в школе – успеваемость и т. д. Такая оценка их деятельности приводит к затушевыванию основной цели деятельности колонии – исправления осужденных.

Достижение этой цели посильно только коллективу единомышленников, направляющему свои усилия на воспитание каждого осужденного.

Чтобы коллектив сотрудников стал коллективом воспитателей, необходима систематическая, постоянная, кропотливая работа администрации по его формированию и сплочению, которая предполагает:

  • формирование морально-психологического климата в коллективе сотрудников;
  • выработку единой для всех сотрудников ценностной ориентации по поводу основных вопросов деятельности учреждений, исходящей из принципов исправительной политики;
  • формирование у сотрудников профессиональной направленности;
  • выработку и введение в действие четко продуманной системы воспитательной работы с осужденным. Раскрытию этих и связанных с ними вопросов и посвящена данная лекция.

Происходящие в настоящее время в исправительном учреждении процессы, провозглашенные лозунги − гуманизация, цивилизация, демократизации деятельности, открытость пенитенциарных учреждений − выдвинули на одно из первых мест проблему личности воспитателя осужденных.

Обострение данной проблемы объясняется рядом обстоятельств: с одной стороны, высоким уровнем профессиональной деформации сотрудников исправительных учреждений, увеличением в среде осужденных числа лиц с тяжелым криминальным прошлым и, как следствие, ухудшением морально-психологической атмосферы в учреждениях; с другой − повышенным вниманием общества к работе уголовно-исполнительной системы, особенно к характеру взаимоотношений между сотрудниками и осужденными.

Для того чтобы лучше понять психологию личности и деятельности воспитателя осужденных, кратко рассмотрим психологический механизм влияния личностных качеств воспитателя на воспитательный процесс.

Воспитание − это деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; процесс планомерного, систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности, обеспечивающего ее подготовку к общественной жизни и производительному труду.

Отсюда следует, что воспитатель выполняет социальный заказ огромной важности, от качества выполнения которого во многом зависит будущее страны. Ясно, что такую деятельность может выполнять только хорошо подготовленный, квалифицированный специалист.

Воспитатели исправительного учреждения также работают над выполнением социального заказа, но более сложного, так как формированию личности осужденного, ее подготовке к общественно полезной деятельности на свободе предшествует процесс болезненной ломки уже сложившегося отрицательного опыта поведения, многочисленных негативных привычек.

Воспитательный процесс по ресоциализации личности осужденного (возвращение его к социальной норме) как и обычный воспитательный процесс, предполагает взаимодействие воспитателя и воспитуемого и требует от воспитателя осужденных еще большей профессиональной подготовки, высоких личностных моральных качеств.

Воспитатель должен быть примером для своего воспитуемого, наглядно иллюстрировать педагогические выводы, требования, подтверждая всей своей жизнью, деятельностью их правомерность и логичность.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский отмечал: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания».

В этой же связи А. Дистервег писал: «Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто сам не является развитым, воспитанным, образованным…».

Часто обращался к личности воспитателя в своих трудах А. С. Макаренко. Его искренне волновало то, что в подборе воспитателей укоренилась не совсем здоровая практика. «У нас почему-то на этот вопрос обращают мало внимания. У нас считают, что любой человек, любой, кто угодно, стоит только его назначить на должность воспитателя, может воспитывать. А между тем эта работа самая трудная, в итоге, возможно, самая ответственная и требует от личности не только наибольшего напряжения сил, но и наибольших сил, больших способностей», – говорил он.

К сожалению, недостатки в подборе воспитателей сохранились и по сей день. В итоге страдает процесс исправления осужденных, продолжает вызывать серьезную тревогу в обществе уровень рецидивной преступности со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.

В этой же работе А. С. Макаренко отмечает: «…Я пришел к глубокому убеждению, что лучше совсем не иметь воспитателя, чем иметь воспитателя, который сам не воспитан… Никто так не вредил, никто так не портил моей работы, никто так не сбивал в сторону налаженный годами работы коллектив, как плохой воспитатель».

Воспитатель осужденных – центральная фигура ИУ. Очень многое – рецидивная преступность в стране, благополучие тысяч семей – зависит от результатов его деятельности, от его личностных качеств, его профессиональной подготовки, ответственности за судьбы людей, которых ему доверили, от его воли, порядочности, мужества. Деятельность воспитателя осужденных своей сложностью, определенным риском вызывает искреннее уважение у большей части нашего общества.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)