Роль кейнсианства в истории финансов

Несмотря на то, что Дж. Кейнс работал в русле маржинализма, его идеи и труды были настолько значительно оценены в научных кругах, что были выделены в отдельное направление.

Подход Джона Кейнса отличают две основные научные позиции:

  1. Существование неопределенности в экономическом движении, ведущей к волатильности, неустойчивости в развитии, балансирующим фактором которой, по его мнению, является спекуляция.
  2. Совместное влияние дохода, выпуска продукции и цен на экономическое развитие будет большим, чем влияние только одних цен.

Несмотря на то, что предметом научного исследования Кейнса является совокупность всех экономических отношений, он подходит к его раскрытию не с позиций предложения ресурсов, как его предшественники – классическая и неоклассическая политэкономия, а с позиций спроса, обеспечивающего их ресурсы. Кейнс очень смело заявил, что самой большой экономической проблемой общества является неспособность обеспечить полную занятость и разумное распределение доходов.

Фактически он признал антагонистические противоречия между трудом и капиталом, производством и потреблением и предложил способы их решения с помощью модели государственного вмешательства и регулирования.

Исходя из этого Дж. Кейнс делает вывод, что рыночная экономика не может обеспечить саморегулирование в достаточной степени, так как этому мешают субъективные факторы: психологические склонности, мотивации, побуждения агентов производства; следовательно, вмешательство государства представляется объективно необходимым.

Экономические кризисы внешне проявляются как недостаток спроса, поэтому и проблему обеспечения экономического равновесия, по его мнению, следовало решать с точки зрения спроса.

Дж. Кейнс ввел категорию «эффективный спрос», выражавшую равновесие между потреблением и производством, доходом и занятостью.

Говоря о необходимости «вмешательства», Дж. Кейнс подразумевал повышение роли и значимости государственных финансов. Это направление исследования определило развитие всей мировой финансовой науки на многие годы.

Финансовая составляющая прослеживается в основных положениях его теории:

  1. Развитие кейнсианской теории способствовало совершенствованию математических методов анализа государственных финансов и приемов фискальной политики. Введение в экономический оборот термина «эффективный спрос» позволило вернуться к анализу макроэкономических показателей. Это позволило установить, как функционирует экономическая система в целом, поставить ряд задач, связанных с движением всего потока производимой, распределяемой и потребляемой стоимости, выяснить, какую ее часть необходимо изъять финансовыми методами и направить на решение основных экономических проблем и социальных задач.
  2. Теория государственных финансов стала рассматриваться как составляющая теории занятости, процента и денег, а фискальная политика – как неотъемлемая часть экономической политики. Определены место и роль отдельных категорий государственных финансов в развитии экономики.
  3. Главным инструментом регулирования экономики является бюджетная политика: государственный бюджет и фискальная политика в целом выполняют задачи обеспечения занятости рабочей силы и эффективного экономического развития, при этом кредитно-денежному регулированию Дж. Кейнс отводил меньшую роль.
  4. Государственные расходы являются инструментом правительственного вмешательства и преодоления депрессии. Их формирование, структура и рост – неотъемлемый фактор достижения «эффективного спроса».
  5. Концепция роста государственных капитальных вложений, которые дополняют правительственные меры по стимулированию «склонности к инвестициям».
  6. Налоги являются фактором формирования макропоказателей, поскольку изменения в налоговой политике оказывают влияние на «склонность к потреблению». Дж. Кейнс считал, что склонность к увеличению потребления с ростом дохода, сопровождается «склонностью к сбережению». Чрезмерные сбережения могут стимулировать экономический рост только в условиях полной занятости, в кризисные годы они препятствуют ему. Чрезмерные сбережения, изъятые посредством налогов через государственный бюджет, должны трансформироваться в инвестиции.
  7. Необходимость роста государственных расходов, которые «финансируются за счет займов». Государственные инвестиции и
    текущие и государственные расходы можно финансировать в долг.

Инвестиции правительству, финансируемые за счет займов, приведут к расширению «склонности к инвестированию», а финансирование текущих государственных расходов обеспечит увеличение «склонности к потреблению». Рост задолженности государства и власти он рассматривал как неотъемлемую часть государственного регулирования «эффективного спроса», а рынок ссудных капиталов становится важнейшим источником его достижения. Дефицит государственного бюджета превращается в один из способов регулирования экономики. Последователи Дж. Кейнса развивают концепцию «дефицитного финансирования».

В 50–60-х гг. XX в. формируется очень влиятельная как в экономической теории, так и в финансовой практике школа последователей Дж. Кейнса – ортодоксальное кейнсианство. Теория Дж. Кейнса была направлена на раскрытие причин экономического кризиса и является по своей сути антикризисной.

Неокейнсианцы предложили новый подход – они создали теорию анти-циклического государственного вмешательства: в поле зрения находится не только фаза кризиса, но и весь экономический цикл национального продукта, что позволило привнести в эту теорию динамический элемент. На протяжении 40–60-х гг. формированием новой финансовой концепции занимались многие ученые: в США – Э. Х ансен, А . О кен и В . Хеллер, В . Ш ульц и С . Харрис, Р. Линдхольм, О. Экштайн; в Великобритании – Р. Харрод, Дж. Вай- сман; во Франции – Ф. Перри; в Германии – Ф. Неймарк, В. Виттман, Г. Халлер; в Японии – К. Эми, X. Ито и др.

В ортодоксальном кейнсианстве стоит особо выделить двух экономистов, положивших начало теориям макроэкономической динамики и антицикличного регулирования – английского экономиста Роя Форбса Харрода и американского – Элвина Хансена. Сущность этих теорий сводится к тому, что путем изменений в государственных доходах и расходах, можно добиться равновесия экономического развития. Этот вывод основан на том, что государственные финансы являются базовой структурной частью макроэкономики.

Р. Харрод в своей книге «К теории экономической динамики – новые выводы экономической теории и их применение в экономической политике», опубликованной в 1948 г., подтвердил основной вывод Дж. Кейнса о том, что рыночная экономика функционально неустойчива по своему внутреннему содержанию и требует государственного вмешательства. Фактически, повторялась идея А. Вагнера о расширении функций и необходимости роста государственных расходов, но в других исторических, экономических и социальных реалиях.

Интересно
Американский экономист Элвин Хансен разработал теорию циклического движения экономики и основные элементы антициклической государственной политики. В послевоенный период он возглавил «битву за полную занятость» и участвовал в составлении акта о занятости, принятого Конгрессом США в 1946 г. В 1951 г. Э. Хансен опубликовал книгу «Экономические циклы и национальный доход» (в 4-х частях), в которой подробно изложены механизмы экономического цикла и причины циклических колебаний.

Вопросам антициклической политики посвящена четвертая часть книги, которая непосредственно связанна с финансами. Встроенные механизмы гибкости, как отмечает Э. Хансен являются автоматическом системой, которая в состоянии глушить экономические колебания и может способствовать переходу от уровня депрессии до настоящего восстановления.

Впервые понятие «встроенные стабилизаторы» ввел Дж. Кейнс относительно налогов. Понятие «встроенный бюджетный стабилизатор» рассматривается Э. Хансеном, Р. Харродом. П. Самуэльсон отмечал, что государственный бюджет объединяет целую группу стабилизаторов – налоги и государственные расходы, одновременно и в разных направлениях воздействующие на экономический цикл.

Американские экономисты В. Шульц и С. Харрис ввели в оборот «формулу гибкости налоговых ставок», по которой их структура должна базироваться на изменении цен, занятости и производства, а эффект от использования бюджета как встроенного в экономику стабилизатора может быть достигнут только на основе координации денежной и фискальной политик. В теории «встроенного бюджетного стабилизатора» проявилась тенденция компромисса, и были созданы «синтетические» концепции, сочетающие с одной стороны, стихийное саморегулирование капиталистической экономики, а другой – государственное вмешательство. В анализ вводится метод «мультипликатора».

Понятие «мультипликатор» впервые ввел в научный оборот Р. Ф. Кан, коллега Дж. Кейнса по университету в Кембридже. В 1931 г. он изложил мысль о том, что организация государственных общественных работ и их финансирование способствует выходу экономики из кризиса и снижению безработицы. Государственные расходы создадут первичную занятость, и как следствие повысится покупательная способность населения, расширится сбыт товаров, а затем будут выгодны новые инвестиции. Первичный спрос и первичная занятость создадут вторичную занятость и спрос.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)