Роль иллюстраций в понимании детьми литературных произведений

Иллюстрация – это рисунок, относящийся к определенной части текста, поясняющий какой-то момент и одновременно украшающий книгу. Иллюстрации доставляют радость ребенку, активизируют его чувства, мысли, расширяют кругозор, способствуют усвоению родного языка, помогают углубить восприятие и понимание художественных произведений.

И. П. Павлов рассматривает понимание как образование временных связей и использование прежних ассоциаций. Более глубокое понимание заключается в увеличении и усложнении ассоциаций, в образовании цепей и комплексов временных связей.

При этом временные связи становятся все более дифференцированными и устойчивыми. В процессе усвоения книги различную роль играют первая и вторая сигнальные системы. Понимание рисунка требует в первую очередь оживления чувственно-наглядных образов. Таким образом, большую роль играют связи первой сигнальной системы в их взаимодействии с сигналами второй сигнальной системы.

Влияние иллюстрации на понимание текста, как доказали исследователи (Е. А. Флёрина, Р. И. Жуковская, Е. А. Езикеева, Т. А. Репина, Н.А. Курочкина и др.), проявляется в увеличении общего воспроизводимых детьми отрывков при пересказе, улучшении понимания основных смысловых моментов, возрастании связанности содержания высказываний. Иллюстрации помогают детям излагать прослушиваемый текст более выразительно, образно, способствуют возникновению у них эмоционального отношения к героям.

Влияние иллюстраций на понимание текста в разные периоды дошкольного детства различно и сильнее всего у младших дошкольников. Иллюстрации, более точно и последовательно передающие основные моменты содержания текста, позволяют ребенку шаг за шагом проследить события, о которых ему рассказывают, что увеличивает эффективность воспроизведения содержания. Если же они недостаточно точно соответствуют содержанию и дошкольник лишен возможности проследить на наглядном материале основные действия и взаимоотношения героев, эффективность воспроизведения оказывается низкой.

Т. А. Репина выделяет два этапа в формировании понимания дошкольниками литературного произведения. И на том, и на другом этапах роль иллюстрации чрезвычайно велика, но характер этой роли при переходе от одного этапа к другому принципиально меняется.

К первому (раннему) этапу понимания литературного произведения относятся те случаи, когда литературный текст хотя и играет уже для ребенка существенную роль, однако служит еще лишь указанием на обстоятельства, понимание которых может быть достигнуто лишь путем непосредственного ознакомления с их наглядным изображением. На этом этапе рисунок представляет для ребенка саму действительность, которую нельзя заменить словесным описанием.

В дальнейшем дети уже могут понимать внешнюю последовательность событий, фабулу литературного произведения без опоры на наглядное изображение. Но такое понимание становится возможным в том случае, если в тексте дается развернутое драматизированное описание конкретных действий и взаимоотношений героев произведения.

В этих условиях возникают ранние формы так называемого «внутреннего содействия героям произведения» и «мысленное прослеживание» словесно описанных событий, на которые указывали А. В. Запорожец, О. О. Хоменко и О.М. Концевая. Это второй этап понимания литературного произведения. На этом этапе основное значение иллюстрации заключается не столько в передаче внешнего хода событий, сколько в раскрытии внутреннего смысла художественного текста. Для полного и глубокого понимания детьми содержания книги важно, чтобы они осмысливали не только текст, но и рисунки к нему.

По мнению А.Ф.Яковличевой, для понимания детьми содержания иллюстраций необходимо:

  • помочь им выделить главное в сложном сюжетном рисунке. Опорой понимания основного в иллюстрации является выделение детьми главных персонажей в их существенных связях. Для вычленения детьми существенного в рисунке в соответствии с основной мыслью текста им следует задавать вопросы: «Что я читала об этой картинке?», «Что автор книги написал об… (например, рабочих; что они делают, для чего)?» В этом случае рассматривание иллюстрации будет представлять собой мыслительный процесс. Вопросы воспитателя требуют от детей глубокого анализа, сравнения и обобщения основного содержания текста и иллюстраций к нему. Это приводит к формированию у дошкольников новых образов, представлений, понятий, т.е. новых знаний;
  • обеспечить раскрытие детьми взаимосвязей между частями иллюстрации (предметами, вещами, действиями людей и т.д.). Например, к пониманию взаимосвязи частей рисунка А. Пахомова к книге С. Михалкова «Важные дела» детям можно задать вопросы: «Кто нарисован?», «Что делают девочка и мама?», «Почему они вместе вытирают посуду?» Эти вопросы позволяют детям выделить взаимосвязи людей через их действия, что делает понятной всю изображенную ситуацию, т.е. основное содержание иллюстрации;
  • установить связи между иллюстрациями. Все рисунки в пределах каждой главы и во всей книге обычно логически и последовательно связаны между собой соответственно тексту. Каждая иллюстрация отражает узловой момент содержания главы и в то же время она связана с решением центральной задачи всей книги.

Все рисунки в целом составляют логический ряд образов, о которых идет речь в тексте. Например, каждая иллюстрация книги С. Баруздина «Кто построил этот дом?» показывает участие в коллективном труде разных специалистов (архитектора, каменщика, кровельщика, плотника, штукатура, маляра) в постройке дома. Несмотря на то, что иллюстрации играют большую роль в восприятии и понимании художественного произведения детьми, они, по мнению Н.С. Карпинской, занимают подчиненное положение.

Ведущим все же является художественный текст. Текст раскрывает содержание произведения во всем его объеме и полноте, показывает развитие событий, нарастание напряженности, изменения, происходящие в связи с развертыванием сюжета.

Иллюстрация статична. Она изображает отдельные эпизоды, портреты героев, обстановку действия, картины природы. Даже при детальном иллюстрировании наглядные образы не заменяют в полной мере художественного текста. Дети получают полное представление о содержании произведения, о действиях и переживаниях героев только после того, как оно будет им прочитано.

Слушая текст и рассматривая иллюстрации, дошкольники воспринимают отраженный в них реальный мир с помощью слуха и зрения, и он представляется перед ними разносторонне, со всеми возможными деталями. Иллюстрации конкретизируют, уточняют образы, выраженные словом, и помогают полнее воспринимать идейное содержание произведения. Таким образом, в книге взаимодействуют два вида искусства, объединенные единой творческой задачей: художественное слово (текст), выражающее идейное содержание в целом, и иллюстрации, изображающие отдельные его стороны.

Чтобы правильно осуществлять педагогическую работу по ознакомлению детей с книжной иллюстрацией, педагогу следует иметь представление об особенностях ее восприятия дошкольниками, выявленных в исследованиях Е.А. Флёриной, В.А. Езикеевой, Н.А. Курочкиной и др.

Дети радуются яркому, красочному изображению, им свойственно действенное игровое отношение к картинке: они гладят изображенный предмет, делают вид, что кладут нарисованные ягодки в рот, пытаются сорвать цветок, стремятся подражать позам, движениям персонажей. Однако дошкольники с трудом выделяют главное в изображении и чаще перечисляют детали. Схематичные картинки не удовлетворяют ни младших, ни старших детей: они хотят видеть в картинке все существенные признаки предмета.

Для детей трех-четырех лет основным признаком узнавания изображенного образа является форма, пяти лет — цвет, шести лет — и цвет, и форма. Ребята легко узнают у изображенного героя выражения радости, страха, удовольствия, показывая на его рот, глаза, поднятые руки, движения.

Доступно им и понимание характера образа («лиса хитрая» — прищуренные глаза, вытянутая мордочка, «медведь злой» — глаза злые, бежит с палкой). Гротеск, деформация, обобщенность формы, силуэтность, декоративность воспринимаются детьми положительно.

Однако для дошкольников характерен односторонний интерес к иллюстрациям в книгах: рисунки являются для них только средством припоминания текста, и лишь немногие дети при специальном вопросе взрослого обращают внимание на выразительные средства. Из всех использованных художником средств выразительности большинство детей отмечают в основном действия персонажа (бежит, сидит, стоит и т. п.). Жест, поза, мимика чаще всего остаются незамеченными.

Знание особенностей восприятия детьми иллюстраций позволили исследователям сформулировать следующие принципы их отбора для детей:

  • высокохудожественность, реалистичность;
  • доступность (по содержанию и средствам художественной выразительности);
  • органическая связь с текстом;
  • учет особенностей восприятия, жизненного опыта и интересов детей;
  • соответствие иллюстраций жанру и стилю литературного произведения;
  • разнообразие по оформлению и манере изображения. Иллюстрации помогают воспитателю полнее раскрыть читаемый текст, но они могут и помешать восприятию, если их показать не вовремя.

На занятиях при знакомстве с новой книгой целесообразно сначала прочитать детям текст, а затем рассмотреть с ними вместе иллюстрации. Важно, чтобы иллюстрация следовала за словом, а не наоборот; иначе яркая картинка может увлечь детей настолько, что они будут представлять себе мысленно только ее, и зрительный образ не сольется со словом, потому что дети «не услышат» слов, не заинтересуются высказанным в них. Исключение составляет красочная обложка книги, вызывающая естественный интерес.

В тех случаях, когда в книжке речь идет о вещах, не известных детям, или встречаются непонятные слова, целесообразно до чтения при их объяснении показать соответствующую иллюстрацию. Если книга объединяет ряд картинок с небольшими подписями, не связанными друг с другом (В. Маяковский «Что ни страница — то слон, то львица», А. Барто «Игрушки», С. Маршак «Детки в клетке» и др.), то сначала лучше рассмотреть иллюстрации, а потом прочитать текст. Если книга разделена на небольшие главки, иллюстрации следует рассматривать после чтения каждой главы.

Если рисунки мелкие, то во время занятия показывать их нецелесообразно, так как пришлось бы подходить к каждому ребенку. Лучше после занятия оставить книгу детям, чтобы они сами их рассмотрели. Для того чтобы развивать у детей целенаправленное, эмоциональное восприятие, исследователи (Р. И. Жуковская, В.А. Езикеева и др.) предлагают применять методы (приемы), активизирующие этот процесс.

Для детей младшего дошкольного возраста важно узнавать в рисунке изображенные предметы. Поэтому слово воспитателя направляется на то, чтобы помочь ребенку уловить сходство со знакомым предметом и назвать его (что это? как называется? покажи, где кто (что). После того как предмет назван, ставится ряд вопросов, относящихся к характеристике данного предмета (какого цвета, формы, величины? что делает или что собирается делать тот, кто изображен? как одет? как украшена одежда? где происходит действие, когда?).

Активность восприятия усилят следующие приемы:

  • детям предлагается поставить себя на место действующего лица в иллюстрации. Становясь героем интересного для него события, дошкольник с увлечением начинает рассказывать «про самого себя»;
  • игровой прием, развивающий наблюдательность и речь (например, соревнование «Кто больше увидит на иллюстрации»);
  • детям предлагается передать движения изображенных фигур. Детям среднего дошкольного возраста можно предложить угадать, к какому произведению нарисована иллюстрация.

Внимание детей следует обращать на характеристику персонажей, на их позы, жесты, выражение лица, постановку фигур («Как можно узнать, что он сидит, бежит?», «Как ты догадался, что у него хорошее (плохое) настроение?»). В зависимости от цели занятия дошкольникам могут быть заданы вопросы, помогающие узнавать изображенные предметы, их качества, характерные признаки и устанавливать связи между двумя или всеми частями иллюстрации.

Чтобы привлечь внимание детей к иллюстрации, иногда бывает недостаточно вопроса, нужна подсказка, пояснение, которые по возможности должны быть образными, выразительными, чтобы создать у ребят определенное настроение. Педагог должен подсказать или помочь ребенку вспомнить слово, которого ему не хватает для того, чтобы передать то, что он видит.

В этом возрасте внимание детей уже направляется на средства выразительности. Например, рассматривая иллюстрации В. Лебедева к сказке Л. Н. Толстого «Три медведя», можно обратить внимание на «сказочность» медвежьей комнаты, на необычность кроватей, стульев, чашек…

Целесообразно показывать детям иллюстрации двух художников к одному и тому же произведению. Они еще не смогут вычленить характерную манеру каждого, понять творческий почерк, однако почувствуют разницу, что послужит базой для развития умения сравнивать, делать заключения. В старшем дошкольном возрасте дети уже способны оценивать иллюстрации, отвечать на вопросы: «Понравилась или не понравилась иллюстрация? Почему?» Их оценка становится более обоснованной.

При показе цветных иллюстраций следует подводить детей к восприятию цвета как средства передачи определенного настроения. Также нужно предоставлять больше возможности смотреть иллюстрации, выполненные разными художниками. С этой целью можно организовать игру «Угадай, кто нарисовал иллюстрации к этой сказке».

Детям этого возраста можно предложить рассмотреть репродукции живописных картин в параллели с книжными иллюстрациями (как изображен пейзаж? как передано душевное состояние героя?). В этот возрастной период детей знакомят с творчеством художников-иллюстраторов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)