Особенности освоения детьми грамматического строя речи
Освоение грамматического строя речи осуществляется на основе определенного уровня когнитивного развития ребенка. Так, при формировании словоизменения ребенок прежде всего должен уметь дифференцировать грамматические значения (значения рода, числа, падежа и др.), так как прежде чем начать использовать языковую форму, он должен понять, что она означает.
А. Н. Гвоздев выделяет три периода формирования грамматического строя речи.
Первый период (1 год 3 месяца – 1 год 10 месяцев) – это период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях.
Этот период делится на две стадии:
- стадию употребления однословных предложений (1 год 3 месяца – 1 год 8 месяцев);
- стадию употребления предложений из нескольких слов, главным образом двухсловных предложений (1 год 8 месяцев – 1 год 10 месяцев).
Второй период (1 год 10 месяцев – 3 года) – это период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения. Он характеризуется быстрым ростом разных типов простого и сложного предложений, в которых члены предложения получают выражение в синтаксических средствах языка.
В рамках этого периода выделяют три стадии:
- стадию формирования первых форм: числа, падежа, времени (1 год 10 месяцев – 2 года 1 месяц);
- стадию использования флексивной системы русского языка (словоизменения) для выражения синтаксических связей (2 года 1 месяц – 2 года 3 месяца);
- стадию усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений (2 года 3 месяца – 3 года).
А. Н. Гвоздев замечает, что этот период резко отграничен от первого периода, а с последующим не имеет резко очерченных границ.
Третий период (3 года – 7 лет) связан с освоением морфологической системы русского языка, типов склонений и спряжений. Усваиваются все единичные, стоящие особняком формы. Проследим подробнее путь усвоения детьми отдельных сторон грамматического строя речи.
- Методика обучения детей рассуждениям
- Особенности повествовательных рассказов детей дошкольного возраста
- Повествование как функционально-смысловой тип связной речи
- Усвоение синтаксической стороны речи
- Усвоение морфологической стороны речи
- Сущность звуковой культуры речи, ее значение
- Особенности овладения детьми звуковой стороной языка
- Старший дошкольный возраст
- Средства и методические приемы воспитания звуковой культуры речи
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу