Старший дошкольный возраст

В этот возрастной период обычно заканчивается процесс овладения звуками родного языка. Большинство детей правильно произносят трудные в артикуляционном отношении звуки (шипящие, а также звуки «л», «р», «рь»), многосложные слова, слова со стечением нескольких согласных.

В произношении слов все реже допускаются орфоэпические ошибки. Дети хорошо различают на слух по звуку, где находится предмет, выделяют в словах знакомые звуки, пользуются умеренной громкостью голоса, могут ускорять или замедлять скорость своего высказывания. Продолжительность выдоха удлиняется до 8 секунд.

Вместе с тем у многих детей отмечается не совсем правильная расстановка ударений, проглатывание окончаний слов, смешивание твердых и мягких согласных, свистящих, шипящих внутри группы:

  • «с» и «з»;
  • «с» и «ц»;
  • «ш» и «щ»;
  • «ч» и «щ»;
  • «с» и «ш»;
  • «з» и «ж».

Некоторые дошкольники невнятно произносят слова. Особенности овладения детьми звукопроизношением во многом объясняются анатомо-физиологическими особенностями и прежде всего деятельностью речедвигательного аппарата.

К дошкольному возрасту он уже вполне сформирован, однако центральный аппарат речи, находящийся в коре головного мозга, еще недостаточно функционирует, голосовые связки короче, чем у взрослого, гортань почти вдвое короче, движения органов речевой артикуляции (мягкое нёбо, язык с нёбным сводом и зубной системой; губы и нижняя челюсть) недостаточно развиты, слабо координированы, язык заполняет большую часть ротовой полости, он оттянут назад и мало продвигается вперед, губы смыкаются слабо, мягкое нёбо мало поднимается. Вместе с тем мышцы речевого аппарата более эластичны и сокращаются медленнее, что благоприятствует раннему формированию звукопроизношения. Это уменьшает утомление, в силу чего, несмотря на слабость мышц, движения отличаются известной легкостью и свободой.

У дошкольников отмечается также несовершенство речевого дыхания, которое призвано обеспечивать нормальное голосообразование, способность изменять силу звучания, верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять ее громкость. У детей наблюдается слабость дыхательной мускулатуры, малый объем легких, вдох с резким поднятием плеч, неустойчивость направления и слабость силы выдувной струи воздуха.

Несмотря на то что уже к двум годам фонематический слух достигает совершенства, тем не менее он еще недостаточно развит. Недостаточно развито и взаимодействие слухового и речедвигательного анализаторов, а для процесса усвоения звуковой стороны языка, как подчеркивают исследователи, необходима связь между ощущениями, вызываемыми сокращением мышц речевого аппарата, слуховыми ощущениями от звуков, произносимых самим человеком, и зрительными ощущениями от восприятия артикуляции говорящего.

Овладение звуковой стороной речи зависит не только от анатомо-физиологических особенностей, но и от особенностей психики ребенка: от состояния внимания, памяти, от слуховой и зрительной выдержки.

Огромное значение в развитии звуковой культуры имеет подражание. По мнению И. П. Павлова, образование новых условных связей у человека происходит не только по способу совпадения во времени, но и благодаря действию механизма подражания. К условным рефлексам, формирующимся путем подражания, А. Г. Иванов-Смоленский относил всю систему речевых реакций.

Поэтому важно, чтобы ребенок с раннего возраста воспринимал образцы правильной речи. Совершенно недопустимо, чтобы взрослые в разговоре с ребенком подделывались под детскую речь (сюсюкали, картавили). Воспитатель должен говорить ясно, четко артикулируя каждое слово, не торопясь, не искажая звуков, не «съедая» слогов и окончаний слов.

Благоприятным условием для развития звуковой культуры является спокойная обстановка в детском саду, не допускающая резкого шума, громкого разговора, крика, которые не только возбуждают и утомляют детей, но и заставляют их напрягать свой голос, снижают остроту слуха. Поэтому педагоги должны не только предоставлять детям образец совершенной речи, но и проявлять большую заботу о физическом состоянии самого ребенка, об охране его органов чувств и нервной системы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)