Решения и рекомендательные акты Европейского Союза

Следующим видом правовых актов Союза выступает решение (англ. decision; франц. decision). Решения ЕС в полной мере обладают юридически обязательной силой и, по общему правилу, не требуют ратификации государствами-членами.

В соответствии с официальным определением решения в ст. 288 ДФЕС: “Решение является обязательным в полном объеме. Когда решение указывает адресатов, оно обязательно только для них”. Данное определение следует уточнить. Поскольку для установления единообразных правовых норм ЕС, т.е. для гармонизации (в том числе унификации) права государств-членов используются регламенты (“законы” ЕС прямого действия) и директивы (“основы законодательства” ЕС), решение представляет собой юридически обязательный акт ЕС, не направленный на гармонизацию национального права.

На практике решения издаются институтами ЕС в четырех основных целях:

  • во-первых, в целях установления индивидуальных предписаний, адресуемых как государствам-членам, так и физическим или юридическим лицам (например, решения Европейской комиссии в области контроля за соблюдением права конкуренции ЕС, которые санкционируют или запрещают государствам-членам предоставлять помощь конкретным предприятиям или которые налагают штрафы на предприятия, злоупотребляющие доминирующим положением);
  • во-вторых, в целях назначения на должности в институтах, органах, учреждениях ЕС (например, решение Европейского парламента о назначении Европейского омбудсмена или решение Совета ЕС о назначении членов Счетной палаты);
  • в-третьих, в целях осуществления внешнеполитических мероприятий, особенно, в рамках общей внешней политики и политики безопасности ЕС (например, решения Совета ЕС о заключении новых международных соглашений или проведении военных операций за пределами Союза);
  • в-четвертых, в целях установления некоторых организационных положений (например, в соответствии со ст. 86 ДФЕС Европейский совет может принять решение, расширяющее полномочия Европейской прокуратуры, в 2005 г. решением Европейского парламента утвержден Статут депутатов этого института ЕС).

Рекомендательные акты ЕС (рекомендации и заключения)

Наряду с правовыми актами, имеющими юридически обязательную силу (регламенты, директивы, решения), институты ЕС могут издавать акты рекомендательного действия. В соответствии со ст. 288 ДФЕС подобные акты издаются в двух формах – рекомендация и заключение.

Их общим признаком является отсутствие обязательности и, соответственно, добровольность исполнения содержащихся в них предписаний (пожеланий): “Рекомендации и заключения не обладают обязательной силой” (ст. 288 ДФЕС).

Ввиду отсутствия обязательной силы рекомендации и заключения всегда считаются незаконодательными актами ЕС, даже если они изданы институтами Союза, осуществляющими законодательную функцию (Европейским парламентом и Советом). По той же причине не предусмотрено их оспаривание в Суде ЕС посредством исков об аннулировании (ст. 263 ДФЕС).

Фактически рекомендации и заключения могут рассматриваться, скорее, как “предправовые” акты, поскольку их подготовка часто предшествует изданию юридически обязательных актов в форме регламентов, директив, решений.

Например, Директиве 2007/64/ЕС Европейского парламента и Совета от 13 ноября 2007 г. о платежных услугах на внутреннем рынке предшествовали три рекомендации, принятые Европейской комиссией в конце XX в. (одна из них установила Европейский кодекс хорошего поведения в области электронных платежей, предназначавшийся для добровольного применения). Аналогичным образом, решению Совета ЕС, принимающему или отклоняющему заявку третьей страны о приеме в состав ЕС согласно ст. 49 ДЕС должно предшествовать заключение Комиссии, в котором дается оценка соответствия этой страны условиям вступления в ЕС.

Правовые акты рекомендательного характера также принимаются в тех областях, где Союз не наделен полномочиями издавать юридически обязательные акты в форме регламентов и директив, направленных на гармонизацию национального права (например, рекомендации по вопросам образования). При этом Совет ЕС и Европейская комиссия вправе издавать рекомендации по любым вопросам, прямо не отнесенным к компетенции ЕС (ст. 292 ДФЕС).

Различие между рекомендациями и заключениями ЕС состоит в следующем. Рекомендации – это акты, посредством которых институт ЕС предлагает добровольно совершить определенные действия или воздержаться от их совершения. Рекомендации (англ. recommendation; франц. recommandation) могут иметь как индивидуальный, так и нормативный характер.

Примером первых являются рекомендации Совета ЕС в соответствии со ст. 126 ДФЕС, адресуемые конкретному государству-члену, в котором возник чрезмерный бюджетный дефицит. Неисполнение подобной рекомендации в дальнейшем может повлечь принятие в адрес государства-члена юридически обязательного решения, в том числе налагающего штрафные санкции.

Нормативные рекомендации содержат общие правила поведения, как, например, в указанном выше Европейском кодексе хорошего поведения в отношении электронных платежей, предшествовавшем изданию Директивы 2007/64/ЕС о платежных услугах на внутреннем рынке. Поскольку за нарушение этих правил не наступает юридической ответственности, подобные акты часто рассматриваются в западной доктрине в качестве источников “мягкого права” (рекомендательных норм).

Заключения – акты, выражающие официальную позицию института ЕС по какому-либо вопросу. В дословном переводе название этих актов звучит как “мнение” (англ. opinion; франц. avis).

Например, если государства-члены нарушают нормы права ЕС, то Европейская комиссия после поведения расследования направляет им “мотивированное заключение”, в котором устанавливается срок для исправления нарушений. По истечении этого срока, если государство не предприняло необходимых мер, Комиссия вправе возбудить против него дело в Суде ЕС (ст. 258 ДФЕС). В ходе своей деятельности заключения могут принимать и другие институты ЕС, например, Счетная палата (ст. 287 ДФЕС).

Несмотря на то что рекомендации и заключения, как таковые, не обладают юридически обязательной силой, данные акты нельзя рассматривать как полностью лишенные правовых последствий. В частности, в тех случаях, когда законодательные или иные юридически обязательные акты ЕС должны приниматься после консультации с другими институтами, неполучение их заключения (или непредоставление разумного срока для вынесения заключения) рассматривается Судом ЕС как существенное нарушение процедуры, которое может повлечь отмену принятого юридически обязательного акта.

Например, законодательные акты ЕС в области предупреждения мошенничества, посягающего на финансовые интересы Союза, должны приниматься Европейским парламентом и Советом ЕС после обязательной консультации с Счетной палатой (ст. 325 ДФЕС). В рамках этой консультации последняя выносит заключение, содержащее ее оценку законопроекта.

В отношении рекомендаций Суд ЕС постановил, что органы судебной власти государств-членов не только могут, но и обязаны “принимать их во внимание” в качестве актов толкования национального законодательства, принятого во исполнение права ЕС, а также когда рекомендации дополняют собой юридически обязательные нормы права ЕС.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)