Регламенты Европейского Союза

Согласно ст. 288 ДФЕС понятие “регламент” (англ. regulation; фрапц. reglement) определяется следующим образом: “Регламент имеет общее действие. Он является обязательным в полном объеме и подлежит прямому применению во всех государствах-членах”.

Из содержащейся в ст. 288 ДФЕС нормативной дефиниции, а также из правотворческой практики вытекают следующие юридические свойства регламента:

  • регламент содержит правила поведения общего, а не индивидуального характера, т.е. является нормативным актом;
  • регламент имеет обязательную силу на территории всех государств – членов ЕС;
  • регламент является актом прямого действия, т.е. непосредственно наделяет физических и юридических лиц субъективными правами и обязанностями.

Принятый регламент не требует для вступления в действие никакой ратификации или выполнения государствами-членами иных действий, осуществляемых при заключении международных договоров.

При этом согласно судебной практике Суда ЕС государства- члены не вправе подменять регламент собственными правовыми актами.

Юридические нормы, содержащиеся в регламенте ЕС, применяются и действуют благодаря тому единственному факту, что они закреплены в статьях регламента. В связи с этим регламент часто сравнивают с федеральным “законом” в материальном смысле (в отличие от рассматриваемой ниже директивы, которая аналогична “основам законодательства”).

Итак, издавая регламент, Союз непосредственно регулирует общественные отношения на всей свой территории, вводит единообразные правила поведения их участников.

Обладая верховенством над национальным правом, регламент вытесняет законы и подзаконные акты государств-членов из регулирования конкретной сферы общественной жизни.

Подводя итог сказанному, определение регламента как источника вторичного права ЕС можно сформулировать следующим образом: Регламент – это нормативный правовой акт ЕС, имеющий обязательную силу и прямое действие на всей его территории.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)