Религия как образ жизни. Апологетика. Сердечность и универсализм

В Палестине, провинции Римской империи, в начале первого века нашей эры возникает христианство. Оно представляет собой религию, в которой главным являются не отдельные культовые действия, сложные обряды или глубокие учения, но целостный новый образ жизни, притягательный для любого человека, богатого и бедного, мужчины и женщины, взрослого и ребенка любой этнической или расовой принадлежности.

Все стремятся к жизни в любви, все хотят, чтобы их преданно и милосердно любили, чтобы все, даже враги, им все прощали. Христианство и предложило жизнь по сердечной любви как новый универсальный образ истинной жизни, угодной Богу, соответствующей самой фундаментальной природе бытия любого человека и мира в целом.

Первые проповеди, однако, отнюдь не всегда встречали понимание. Христианство, именуемое в Евангелии как «соблазн для иудеев» и «безумие для эллинов», оказалось «religio illicita (недозволенная религия) для правительства».

Апологетика (от греч. apologetikos – защищающий) возникает как стремление образованных христиан защитить и оправдать новое вероучение с помощью философских рациональных доводов, аргументированно обосновывая превосходство христианства (его теологии и культа), над другими религиями империи и провозглашая именно его «истинной религией (теологией)», единственно способной дать возвращение мира к истинному бытию.

В евангельской «Нагорной проповеди» принципиально важны внутреннее убеждение и настрой человека. В целом все евангельское благовестие носило сердечный и эмоциональный характер проповеди сострадания, не стремясь к особой логической стройности и законченности, оно выражало скорее призыв к новым, нарождающимся в хаосе имперской жизни, образам личностного самоутверждения.

Все, кто оказался вне установленного античного иерархического порядка, находили себе здесь утешение. Первые христиане представляли себе всех людей равными перед Богом, равными духовно своей ответственностью за выбор жизненного пути, сознанием своего несовершенства, рабства внутреннего.

Античное понимание сострадания выразил Аристотель, считавший, что жалость может вызвать лишь несчастье, причиненное вольно или невольно близким людям, а в отношении врага жалости быть не может. Страдание само по себе не должно вызывать сострадания, в то время как для христиан само по себе страдание есть причина для сострадания, независимо от причин, вызвавших это страдание.

Античная философия предлагала человеку (философу) жить согласно разуму, расчетливо. Христиане же отрицали земную мудрость: «мудрость мира сего есть безумие перед Богом» (1 Кор. 3:12), они обращаются к любому страдающему человеку, выражая чаяния человека, лишенного всех общественных привязанностей и гарантий.

Открытость христианской общины для любого страждущего и в то же время внутренняя противопоставленность языческому миру порождали особое отношение к христианам со стороны этого мира. Их взгляды считают странными, «зловредными» и «уродливыми» суевериями. Слож-
ному бюрократическому иерархическому аппарату империи противостояли свободные, самоопределяющиеся объединения «братьев» и «сестер».

Погоне за должностями и богатством были противопоставлены бескорыстие и добровольный отказ от имущества в пользу всей общины, жертвенная помощь другим.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)