Религия и философия. Образованность. Вера и знание

В европейской культуре возникает противостояние «mythos» и «logos», философии (от греч. рhileo – люблю и sofia – мудрость), любви (стремления) к мудрости. Уже в V веке до н.э. в философии и истории мифы начинают осмеиваться, а само слово mythos приобретает уничижительный оттенок, обозначая бесплодное, необоснованное утверждение, которое
не опирается на строгое доказательство или надежное свидетельство.

Философия возникает как результат, с одной стороны, распространения мистерий, свободных религиозных объединений граждан (сект, братств), ищущих личного духовного преображения, и, с другой – споров, диалогов на городской площади, где утверждение сталкивалось с утверждением, что и приводило к формированию «общих» утверждений, к «рациональности» как «общепринятости» и «равенству для всех», к формированию «социального космоса, регулируемого равными для всех законами».

Тем самым таинственности прежней «сакральной» эзотерической «теологии» жрецов и царей противопоставилась открытая и десакрализованная культура дискуссии и зримого принятия решений большинством – демократия (от греч. demos – народ и kratos – власть, правление; власть большинства, народа).

В Милете рождается первая философская школа физиков (от греч. physis – природа), занимающаяся выражением «в терминах physis-а того, что «теолог» выражал в терминах божественного могущества».

Происходит радикальное изменение мировоззрения, которое поляризуется на конфликт и диалог «теологов» и «физиков» (натурфилософов, натуралистов), ставший основой развития греческой философии. «Физики» формируют «натуралистическое» (от лат. Natura – природа) понимание основания всех явлений мироздания, тогда как «теологи» – «антропное», антропоморфнотеистическое.

Натурализм, в отличие от антропоморфной теологии, ищет основание всех наблюдаемых феноменов в природных, бездушных и безличных началах (стихиях, веществах, материи, атомах).

Демокрит превращает знание о богах в своего рода раздел физики атмосферных явлений, поскольку «боги», если они есть, должны быть производными из атомов, единственного и многообразного субстрата, вообще всего, что есть. Рождается собственно атомистический подход, стремящийся все видимые феномены объяснять, редуцировать к взаимодействиям неизменных и статичных элементов, неразложимых далее элементарных объектов – атомов.

Иное отношение к действительности развивает Сократ, для которого важнейшим является вопрос о том, как одни и те же атомы человека способны совершить добро и зло, как вообще происходит моральный выбор, ибо «всякое знание, отделенное от справедливой и другой добродетели, представляется плутовством, а не мудростью».

Платон вслед за ним считал, что человека способны изменить и возвысить только «занятия философией и интеллектуальные усилия «узреть» прекрасное как таковое». Натурализм в принципе не способен обосновать свободу нравственного выбора, необходимо иное истолкование действительности, что и ведет к новому представлению о Боге как прекрасном космосе и осознанному возрождению «символа и мифа как инструмента для выражения такого смысла, который не может вместиться в рассудочно-дискурсивный тезис».

Истинное богопонимание и богопочитание невозможно вне образованности и рациональной обоснованности, противопоставляясь как мифологической наивной суеверной «вере» в бытие мифических героев, так и натуралистическим «знаниям» безбожного атеизма. У Платона мы встречаем указание на «atheos» как на тех, «кто не верит в существование богов», причинами чего полагаются философия и астрономия физиков, натуралистическое мировоззрение.

Аристотель утверждает теологию как «первую философию», фундаментальное рациональное постижение единого первоначала бытия. В этой связи теология начинает пониматься как логическое, строго рациональное знание, способное научить подлинному обращению с Богом и миром, подобно тому, как «природоведение» учит правильному обращению с природой.

Здесь теологом может быть только философ, а не маг, поэт или сказитель. Теолог-философ критикует традиционные «мнения», в том числе и теологию-мифологию Платона. В Римской империи не отдают абсолютного приоритета той или иной философской теологии или нефилософскому, магическому культу. 

Уважаются в определенной мере традиционные культы и учения (теологии), всех завоеванных народов. При этом решающая роль в признании или непризнании легитимности (законосообразности) теологических систем или культовых практик отводилась представителям имперской администрации как своего рода «религиоведам».

Термин «religion» в древней латыни, согласно Цицерону, должен был обозначать полезные государству легитимные верования и культы, противопоставляемые вредным, «суевериям», при этом первые предлагалось поддерживать, тогда как вторые – искоренять. Чиновники интересовались не столько самим по себе учением, сколько вытекающими из него практиками и социальными аспектами поведения адептов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)