Регулирование деятельности инсайдеров

Одним из основных требований к системе регулирования фондового рынка является его информативность, т.е. свободный доступ всех участников рынка к информации об эмитентах, ценах, структуре рынка и т.д. За счет этого обеспечиваются равные права и возможности для всех инвесторов, осуществляющих операции с ценными бумагами. Поэтому законодательство всех стран требует от эмитентов, фондовых бирж и профессиональных участников фондового рынка раскрытия информации, т.е. обеспечение ее доступности всем заинтересованным лицам.

Однако в процессе своей деятельности ряд должностных лиц компаний — эмитентов ценных бумаг получают служебную информацию, которая не является общедоступной или еще не опубликована. В силу этого данные лица приобретают существенные преимущества по сравнению с другими участниками фондового рынка.

Лица, обладающие служебной (внутренней) информацией о компании и ее ценных бумагах, которая не является общедоступной, называются инсайдерами (insider). К внутренней информации относится неопубликованная информация о деятельности компании, способная воздействовать на курс ценных бумаг и дестабилизировать фондовый рынок. Внутренней информацией считаются неопубликованные квартальные, годовые отчеты компании, полученные аудиторами сведения о финансовом состоянии эмитента, закрытая информация о деятельности компании, программы развития предприятия и т.п.

К инсайдерской информации не относятся слухи и предположения о состоянии дел в компании, информация, полученная в результате технического и фундаментального анализа.

В течение длительного времени идет дискуссия по поводу деятельности инсайдеров. Одна сторона защищает инсайдеров, аргументируя это тем, что знание внутренней информации и умелое ее использование являются справедливым вознаграждением предпринимателя и позволяют привести цены на финансовые активы в соответствие с их реальной стоимостью. Другая сторона рассматривает деятельность инсайдеров как аморальную, так как она дает им несправедливое преимущество в силу своего служебного положения перед другими субъектами рынка, т. е. это прямо противоречит общему принципу равенства всех инвесторов на фондовом рынке.

В настоящее время законодательство большинства стран ввело ограничения на деятельность инсайдеров, считая, что она противоречит общественным интересам и позволяет инсайдеру извлекать прибыль или избегать потерь, используя только ему одному известную информацию.

В США действуют два закона от 1984 и 1988 гг., которые ужесточили санкции против инсайдеров. В Великобритании в 1985 г. был принят Закон об инсайдерах, накладывающий существенные ограничения на лиц, обладающих внутренней информацией. В России Закон о рынке ценных бумаг (1996 г.) также ввел понятие служебной информации и наложение ограничения на ее использование при совершении операций с ценными бумагами.

Правила, регулирующие деятельность на фондовом рынке, должны дать четкое определение лиц, которые считаются инсайдерами. По российскому законодательству к инсайдерам относятся:

  • члены органов управления эмитента или профессионального участника рынка ценных бумаг, связанного с этим эмитентом договором;
  • аудиторы эмитента или профессионального участника фондового рынка, связанного с этим эмитентом договором;
  • служащие государственных органов, имеющие в силу контрольных, надзорных и иных полномочий доступ к служебной информации эмитента.

Законодательство западных стран в число инсайдеров включает более широкий круг лиц. При этом инсайдеры подразделяются на первичных и вторичных.

К первичным инсайдерам относятся:

  • члены совета директоров предприятия-эмитента;
  • исполнительные директора эмитентов;
  • другие лица, которые о силу своего служебного положения обладают внутренней информацией;
  • крупные акционеры, владеющие 5—10% акций.

Вторичными инсайдерами считаются лица, получающие информацию от первичных инсайдеров, в частности:

  • члены семьи первичного инсайдера;
  • юридические лица, учредителями которых являются первичные инсайдеры;
  • лица, получившие служебную информацию случайно.

В компаниях составляются списки лиц, имеющих доступ к служебной информации, на которых распространяются нормы законодательства об инсайдерской деятельности. При этом в компании должен существовать строгий порядок документооборота, чтобы знать сотрудников, которые могут владеть инсайдерской информацией. Например, чтобы подготовить годовой отчет о деятельности компании, привлекается много специалистов, по каждый из них готовит только часть отчета, что не является инсайдерской информацией. А весь отчет целиком — это уже внутренняя информация, и лица, осуществляющие подготовку сводного отчета, относятся к инсайдерам.

Инсайдерам запрещено использовать внутреннюю информацию для заключения сделок с ценными бумагами, а также совершать операции через третьих лиц. Для того чтобы не было инсайдерской информации, необходимо оперативно ее раскрывать. Пока отчет о деятельности компании не опубликован — это служебная информация, после публикации — это уже не инсайдерская информация.

Законодательство устанавливает правила совершения инсайдерами операций с ценными бумагами. В ряде стран предусмотрено, что члены совета директоров и управляющие могут совершать сделки с ценными бумагами своей компании по истечении 2—3 недель после публикации годового отчета.

За нарушения правил инсайдерской деятельности установлены жесткие санкции. Например, в США действует порядок, по которому у инсайдера изымаются доходы, полученные в результате использования внутренней информации, и он уплачивает штраф в тройном размере от полученной прибыли. При грубейших нарушениях инсайдер может быть приговорен судом к тюремному заключению сроком до 10 лет.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)