Регионы в системе национального хозяйствования

Исторически Россия образовывалась объединением многих на­циональных и этнических регионов Европы и Азии в единое государ­ство. Такой процесс наложил свой отпечаток на современную структу­ру организации регионов Российской Федерации и полученного ею наследия от регионов с разной обеспеченностью природными ресурса­ми, накопленными материальными благами, разными стадиями раз­вития и соответственно с разными традициями, культурой и другими этническими особенностями.

Деление страны на регионы принято называть районированием. Оно проводится в соответствии с поставленными целями, т.е. всегда является целевым или проблемно ориентированным. Очевидно, что для одной территории может быть построено множество видов районирования.

Районирование России представлено как административно-территориальное, общее экономическое и проблемное экономическое.

Основными административными регионами в России в настоящее время являются субъекты Фе­дерации и их объединения в федеральные округа. В соответствии со сложившим­ся районированием существует Федеральная государственная статистическая служба; собираемая ею информация позволяет разносторонне характеризовать результаты развития регионов и всей России в рамках мирового сообщества стран, выявляя закономерности и тенденции его развития.

Территория нашей страны распределена в настоящее время между 85 субъ­ектами Федерации, объединенных в семь федеральных округов (ФО) В евро­пейской части страны расположены четыре ФО (Центральный, Северо-­Западный, Южный и Приволжский), а в азиатской части — три ФО (Ураль­ский, Сибирский и Дальневосточный). В европейской части страны регионы создают примерно 70% ВРП, а в азиатской части — около 30% ВРП.

Анализ результатов экономической деятельности регионов страны выявляет исключительную дифференциацию освоения территории страны. Региональные различия имеются практически во всех отрас­лях хозяйственной и культурной деятельности россиян.

Из 17,1 млн км2 территории страны на субъекты Федерации Цен­трального ФО приходится менее 4% территории, на которой сконцен­трирована четверть всего населения страны с наивысшей плотностью 301 человек на 1 км2 в Москве и Московской области. В этом округе создается треть ВРП, в том числе четверть — в Москве и области.

С другой стороны, регионы Дальневосточного ФО расположены на 38% территории России, и в них проживает всего около 5% населе­ния страны и создается лишь двадцатая часть всех товаров и услуг. Это самые малоосвоенные регионы с самой низкой плотностью в 1,1 чел. на 1 км2 территории.

Наиболее плотно заселены (более 30 человек на 1 км2) районы Юж­ного и Приволжского ФО, в которых проживает половина россиян, но создается лишь четверть ВРП страны, что свидетельствует о низкой эф­фективности использования населения этих регионов в хозяйстве стра­ны. На территории Уральского и Сибирского федеральных округов (16% территории страны) проживает 30% населения, которые создают треть всех материальных благ и услуг российского производства. Регио­ны Северо-Западного ФО используют десятую часть территории, на ко­торой проживает десятая часть россиян, и создают десятую часть ВРП — это также отличие степени освоенности территорий округа.

Обращение к данным отдельных субъектов Федерации выявляет еще большие различия их освоенности. Об этом красноречиво повест­вуют показатели как плотности населения, так и удельного веса ВРП регионов, выявляя определенную зависимость его объема от числен­ности населения региона, хотя с определенными различиями (При­волжский, Уральский и Сибирский ФО).

В экономическом плане в России выделяются два макрорегиона (крупные экономические зоны страны с характерными природными и экономическими условиями развития производительных сил, зависящими от сочетания и концентрации природных ресурсов, исторических факторов хозяйственного становления и регионального распределения населения) – Запад и Восток, природные и демографические ресурсы развития которых столь различны, что подходы к формированию этих зон принципиально не совпадают. На территории Западной зоны страны сконцентрировано более 78% населения, здесь производится 73% товарной продукции промышленности, 76% продукции сельского хозяйства.

Вместе с тем производственный комплекс зоны испытывает острый недостаток сырьевых ресурсов, в первую очередь топливно-энергетических. Основные природные ресурсы сосредоточены в Восточной зоне страны. Восток страны играет ведущую роль в обеспечении страны сырьем, топливом и конструкционными материалами. Здесь добывается более 79% угля, 69% нефти с газовым конденсатом, 92% газа, 62% продукции цветной металлургии и т.д. Подавляющая часть сырьевых ресурсов потребляется в Западной зоне страны и экспортируется.

Кроме того, территория РФ делится на 11 экономических районов. Экономический район – это территориальная часть хозяйства страны, характеризующаяся конкретным экономико-географическим положением, территориально-хозяйственным единством, своеобразием природных и экономических условий и исторически сложившейся производственной специализацией, основанной на территориальном общественном разделении труда. Обязательный признак экономического района – относительно законченная систем воспроизводственного процесса.

Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В круг вопросов местного значения входят те, что затрагивают проблемы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Иными словами, круг дел, решение которых способствует установлению на территории данного муниципального образования условий для нормальной жизни жителей. Проблемы, с которыми Вы сталкиваетесь каждый день: незапланированное отключение горячей и холодной воды, незакрытый люк перед подъездом дома, отсутствие детской площадки, трещина в стене дома, горы мусора на улице – все эти и многие другие каждодневные вопросы решаются на уровне местного самоуправления. Обычно перечень вопросов местного значения приводится в Уставе муниципального образования.

Полномочия местного самоуправления включают вопросы, не отнесенные к компетенции государственных органов. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Это означает, что по предметам своего ведения органы местного самоуправления уполномочены принимать решения самостоятельно без оглядки на губернатора (главы субъекта РФ).

Местное самоуправление осуществляется на территории муниципального образования, которое может состоять из отдельного поселения, городского или сельского; нескольких поселений, объединенных общей территорией; части поселения.

Устав муниципального образования – это местная Конституция, важнейшее условие создания и функционирования муниципального образования. Устав муниципального образования разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно. А принимают его представительные органы местного самоуправления или население непосредственно.

Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением предусмотренных законом случаев.

Представительный орган местного самоуправления – выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава оказывает содействие представительному органу, предоставляет информационную помощь депутатам местного представительного органа. Более того, глава наделен законодательной инициативой. Он подписывает решения представительного органа. Глава осуществляет разработку программ и планов развития города или района, а также проектов местного бюджета. Он также осуществляет представительские функции в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления других муниципальных образований, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями, в том числе и зарубежными.

Местная администрация наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)