Региональная политика

При определении предметной области регионоведения надо определить также логику содержания этого учебного курса.

Для этого необходимо выделить прежде всего его базовое понятие категориального аппарата учебного курса. Исходя из узкого (политико-правового) понимания региона как субъекта Российской Федерации, таким понятием в нашем пособии является «региональная политика».

В современной науке между собой конкурируют несколько подходов к пониманию региональной политики: реляционистский, структурно-функциональный и деятельностный.

В рамках реляционистского подхода региональная политика представляется как многообразный мир социальных отношений и коммуникативных связей между людьми по поводу власти и управления территориальным социумом.

В рамках структурно-функционального подхода региональная политика трактуется как подсистема (сфера жизни) регионального сообщества, выполняющая функции воспроизводства и производства обязательных для данного сообщества норм жизнедеятельности и обеспечивающая реализацию общезначимых для него целей.

В рамках деятельностного подхода региональная политика рассматривается как деятельность органов государственной власти по управлению регионом.

В данном пособии региональная политика рассматривается в различных аспектах, поэтому реализуются разные подходы к ее пониманию.

Интересно
В связи с чем в центре внимания оказывается, с одной стороны, территориальное устройство Российской Федерации, отражающее политическую жизнь в региональном разрезе, субъектами которой выступают органы государственной власти.

С другой — территориальное устройство российского общества, отражающее региональную общественную жизнь, субъектами отношений которой являются социальные, в том числе этнические общности. При этом важно подчеркнуть, что территориальные социальные общности являются объектом воздействия со стороны органов государственной власти, а также могут сами выступать субъектами региональной политики.

Региональная политика как деятельность органов государственной власти по управлению региональными сообществами имеет два аспекта — экзогенный и эндогенный.

Экзогенный аспект (внешний по происхождению) представлен региональной политикой, которая осуществляется центральными органами государственной власти с учетом интересов развития регионов. Этот аспект региональной политики представляет собой целевые действия государства, направленные на сбалансирование условий деятельности регионов и их результатов, повышение эффективности использования совокупных региональных ресурсов и возможностей, создание условий для повышения эффективности деятельности отдельных регионов.

Эндогенный аспект (внутренний по происхождению) — это региональная политика, проводимая местными органами государственной власти самостоятельно с учетом общегосударственных интересов.

Это — целевые действия местных органов государственной власти, направленные на наиболее эффективное использование всех ресурсов региона для повышения благосостояния населения, обеспечение его безопасности, совершенствования структуры материального производства, улучшения состояния окружающей среды, развитие экономической и социальной инфраструктуры.

Экзогенный и эндогенный аспекты региональной политики представляют собой не разрозненные части, а единое целое, определяющее стратегию государственного развития и призванное управлять экономической, социальной, политической и духовной жизнью региона, координировать его взаимоотношения с центром, способствовать эффективному развитию региональных отношений.

Рассматривая региональную политику как деятельность органов государственной власти по управлению региональным сообществом, надо подчеркнуть, что основными составляющими этого управления является территориальная интеграция, ресурсная мобилизация и регуляция всех общественных отношений в регионе.

Поскольку в реализации региональной политики в настоящее время участвуют многоуровневые системы государственного управления, то возникает вопрос о принципах отношения между различными уровнями государственной власти.

Основой этого отношения является вопрос об их единстве и разделении (по вертикали).

Единство государственной власти рассматривается в двух ракурсах: организационно-правовом и социальнополитическом. В демократических странах организационноправовое единство государственной власти выражается в существовании единой системы ее органов, которые действуют согласованно, на основе общих принципов.

Социально-политическое единство государственной власти в этих странах проявляется в первую очередь в суверенитете народа, который провозглашается единственной властвующей социальной общностью.

Социально-политический аспект единства государственной власти состоит в том, что ее институты проводят одинаковую внутреннюю и внешнюю политику. Однако в демократических государствах социально-политическое единство государственной власти в плане осуществления ее институтами единой внутренней и внешней политики зачастую нарушается.

При этом возникающие принципиальные разногласия между органами государственной власти, проводящими эту политику, преодолеваются самыми различными способами, вплоть до их роспуска.

Интересно
Основой отношений между различными уровнями государственной власти является также вопрос об их разделении по вертикали. Речь при этом идет прежде всего о распределении между ними компетенций, то есть круга полномочий и ответственности, а также о гарантиях их деятельности.

Критерием формирования компетенции каждого уровня власти является наибольшая их эффективность в процессе решения управленческих задач.

При этом отношения между различными уровнями государственной власти строятся на основе принципа субсидиарное, заключающегося в том, что более высокий уровень власти может вмешиваться в действия более низкого лишь в той мере, в какой последний проявил свою неспособность к эффективному управлению.

Вмешательство вышестоящих уровней государственной власти в деятельность нижестоящих допускается только при наличии определенных условий, при которых такое воздействие может считаться законным и целесообразным.

Таким образом, вмешательство более высокого уровня власти в дела более низкого уровня является обязательным и осуществляется только с целью оказания необходимой помощи более низкому уровню власти в решении его задач.

Прямое применение принципа субсидиарности предполагает необходимость учета его практических последствий относительно распределения полномочий.

Даже если представляется сложным выработать детальную схему распределения полномочий, применение этого принципа означает, что необходимо предпринять все усилия для того, чтобы законодательно определить перечень полномочий, переданных каждому уровню, сопроводив их простыми правилами взаимодействия между уровнями государственной власти.

Поэтому субсидиарность подразумевает гибкий подход, предоставляющий большие возможности для обеспечения участия региональных властей в определении объема их полномочий.

Органы государственной власти в регионах не всегда могут претендовать на то, чтобы исполнять одинаковые полномочия, поскольку существует асимметрия в их политико-правовом и экономическом статусах.

Эффективность работы многоуровневой структуры управления, построенной на принципе субсидиарности, зависит от соблюдения справедливого баланса между делегированными и собственными полномочиями регионов, делегированными полномочиями и ресурсами, необходимыми для их осуществления.

Региональная политика является неотъемлемой составной частью политики государства, направленной на организацию территории страны в соответствии с принятой государственной стратегией развития.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)