Речь как процесс: механизмы речи, продукты речевой деятельности

Речь является содержательной частью общения, через нее ребенок осваивает окружающий мир. Речь связана с развитием умственных функций и мыслительных способностей.

Связь языка и мышления прослеживается на протяжении всего дошкольного периода развития ребенка. Общение с людьми и окружающая среда выступают для ребенка факторами речевого развития. В ходе общения ребенка и взрослого малыш воспринимает и присваивает речевые модели и общечеловеческий опыт.

Развитие речи зависит от пола ребенка (девочки начинают говорить раньше), контакта с матерью (сенсорная депривация задерживает речевое развитие), физиологического развития (недоношенность и как следствие задержка развития речевой функции), функционирования головного мозга (умственное недоразвитие), социальной среды и т. д.

С этим связаны индивидуальные речевые различия у детей: одни владеют речью до двух лет, другие не говорят и в три года.

Обычно инициатива общения исходит от ребенка. Необходимость познать окружающий мир, свойства предметов и объектов этого мира мотивируют трехлетнего ребенка к общению со взрослыми.

Интересно
На четвертом году жизни у ребенка появляются собственные суждения о предметах и явлениях окружающего мира, увеличивается словарный запас до полутора – двух тысяч слов, кроме существительных и глаголов в речи появляются разные части речи: местоимения, наречия, числительные, качественные прилагательные, предлоги и союзы.

Приобретенный словарный запас позволяет ребенку свободно общаться со взрослыми и сверстниками. Сложности возникают лишь при пересказе и передаче содержания речи другого лица.

Задача педагога и взрослого – просить ребенка пересказать, описать, поделиться мнением, давая возможность ребенку преодолевать неточности в передаче речевого содержания.

Осваивая новые слова, ребенок пытается осмысливать звуковую сторону произносимых слов. Так появляется мотивированно-аналитическое отношение к содержанию речи.

Так называемая специальная детская речь (перенос функции на название предмета) связана с поэтапным развитием у ребенка мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, выделение, абстрагирование и другие).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)