Реализация интегративного подхода

В результате проведенного анализа были получены направления со- здания на региональном уровне условий для эффективного функционирования системы организации инклюзивного образования, которое базируется на принципах доступности, интегративности, развития, что позволяет помочь детям с ограниченными возможностями здоровья, с учетом их психофизических особенностей, почувствовать себя частью общества и найти свое место в нем.

В настоящее время государственная политика в области образования ориентирует субъекты образовательной практики всех уровней проводить активную работу по трансформации общественного сознания в сторону интеграции инклюзивного образования в систему общего, принятия детей с особыми образовательными потребностями как полноправных членов общества.

Интегративные процессы позволяют создать единое доступное образовательное пространство для реализации потребностей в образовании детей с различным развивающим потенциалом.

Интегративный подход, как состояние связанности отдельных частей в целое, ведущее к восстановлению какого-либо единства, является стилевой характеристикой современного образования, так как содействует решению важнейших образовательных задач: позволяет раскрыть интеллектуальный и личностный потенциал обучающихся; способствует формированию профессиональных компетенций; создает психолого-педагогические условия для самообразования, самовоспитания, саморазвития, социализации.

В контексте нашего исследования, интеграция позволяет объединить в едином образовательном поле обучающихся с различными образовательными потребностями. Теория и практика интеграции в образовании была обоснована в работах Л.Н. Горбунова, Б.Ж. Мухаммадиева, И.В. Ивенских и др.

Интересно
Анализируя работы отечественных исследователей и психологов, можно заключить, что интеграция предполагает единство целей, принци- пов и содержания в организации процесса обучения и воспитания, ведет к достижению результата – сформированности универсальных учебных действий, ключевых компетенций, предусмотренным федеральным государственным образовательным стандартом всех ступеней школьного образования.

Как отмечает Б.Ж. Мухаммадиев, «главной функцией интеграционных процессов является достижение синергетического эффекта на основе кооперации и сотрудничества, которые преобладают над дифференциацией и обособлением».

С целью изучения и обобщения опыта реализации интегративного подхода в организации инклюзивного образования на региональном уровне нами проведено исследование на представительной выборке образовательных организаций Брянской области. Материал и методы исследования. Основными методами исследования являются: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по вопросам инклюзивного образования, статистические данные департамента образования и науки Брянской области, анкетирование педагогов.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ генеральной совокупности обучающихся Брянской области, включенных в экспериментальную выборку, показал, что в 2020–2021 учебном году в регионе на уровне начального общего образования обучаются 52929 детей, 1366 детей или 2,6% – дети с особыми образовательными потребностями.

По видам нарушений преобладают дети с умственной отсталостью – 1% от общей выборки детей с ОВЗ, 0,3% – дети с нарушениями зрения, 0,4% – дети с нарушениями аутистического спектра, 0,3% – дети с нарушениями слуха, 0,2% – дети с тяжелыми нарушениями речи, 0,2% – дети с задержкой психического развития, 0,2% – дети с нарушениями опорно- двигательного аппарата.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)