Проблемы нейропсихологической диагностики в детском возрасте

Клинико-психологические исследования отклоняющегося развития позволяют утверждать, что за последние 10 лет наблюдается резкая перестройка патогенетических церебральных механизмов, обусловливающих актуализацию дизонтогенетических процессов.

Этот факт обозначен нами как «дрейф популяционного нейропсихологического синдрома отклоняющегося развития» и отражает определенную тенденцию к качественному изменению мозговых механизмов, лежащих в основе психической дезадаптации детей, составляющих, как уже было сказано, нижненормативную часть детской популяции.

Многолетние наблюдения и анализ литературных данных позволяют констатировать, что вплоть до 1990 года основным патологическим механизмом, определяющим девиации развития среди детей 5—7 лет, было запаздывающее созревание наиболее поздно и долго формирующихся — височных и лобных — структур левого полушария.

Эта категория детей со всеми специфическими данной мозговой организации патофеноменами составляла около 80 %. Данные приведены по детям-правшам, поскольку анализ дизонтогенетических феноменов в популяции детей-левшей и вообще обсуждение влияния фактора левшества на мозговую организацию психической деятельности человека требуют отдельного описания.

Нынешняя ситуация характеризуется тем, что вне зависимости от наличия или отсутствия у ребенка какого-либо диагноза, просто как популяционный стигмат, у большинства таких детей (более 70 %) на первый план выступает препатологическое состояние наиболее рано созревающих — подкорковых и стволовых — систем головного мозга.

Тех систем, которые по большей части морфологически и функционально формируются внутриутробно, предопределяют течение пренатального периода и закладывают основу для всего последующего онтогенеза. Значимость этих образований мозга связана с тем, что благодаря им актуализируются такие структурно-процессуальные аспекты жизнедеятельности человека, как:

  • перераспределение энергетического баланса организма и общая неспецифическая активация головного мозга; модуляция периферических и центральных взаимодействий в ЦНС; системоорганизующая функция мозга в отношении биохимических, иммунологических, гормональных, гомеостатических в целом процессов;
  • опосредование наиболее жестких, генетически, архети- пически заданных паттернов (вегетативных, рефлекторных, ритмологических, аффективных, импринтинговых и т. п.), составляющих основу для индивидуальной саморегуляции;
  • формирование нейробиологических предпосылок функциональной асимметрии мозга — базиса для адекватного становления мозговой организации высших психических функций (ВПФ).
Узнай цену работы

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)