Разграничение функций и задач совета директоров и исполнительного органа в стратегическом процессе
Необходимым условием разработки и реализации корпоративной стратегии развития акционерного общества является создание соответствующего механизма согласования интересов участников корпоративных отношений при определении стратегических и текущих целей акционерных обществ.
Исполнительные и неисполнительные должностные лица высшего звена должны совместно решить множество трудных вопросов: выбрать позицию, которая ляжет в основу корпоративной стратегии, определить главный источник конкурентного преимущества компании; определить основные направления развития корпорации, состав ее бизнес портфеля; обосновать важнейший метод применения бизнес-концепции.
Сформулировав и утвердив общий курс, лидеры компании приступают к его последовательной реализации.
Однако на практике не всегда понятно, какую часть стратегического процесса целесообразно возложить на плечи совета директоров, а какую – на плечи исполнительного органа.
Избранные законодательные акты и нормы «рекомендательного права» в Кыргызстане и за рубежом содержат следующие указания на участие совета директоров в стратегическом процессе:
- К исключительной компетенции совета директоров относится «Определение стратегических целей акционерного общества и формирование его политики, а также контроль за их реализацией исполнительным органом» (Статья 54 Закона КР «Об акционерных обществах» от 27 марта 2003 года N 64)
- «Совет директоров должен оценивать и направлять корпоративную стратегию» (Принципы
корпоративного управления ОЭСР). - «Совет директоров определяет стратегию развития общества, разрабатывает, утверждает и
корректирует планы развития общества на перспективу.» (Кодекс корпоративного управления КР). - «Совет директоров должен устанавливать стратегические цели компании» (Кодекс корпоративного управления, Великобритания (FSA).
- «Правление согласовывает с наблюдательным советом стратегическое направление развития общества» (Кодекс корпоративного управления, Германия).
То, в каких формах происходит определение приоритетных направлений или стратегии, в каком порядке происходит «установление стратегических целей», определяется в корпоративной практике индивидуально.
И здесь отнюдь нередка следующая ситуация: Исполнительный орган обращается к совету: «Скажите, что делать, куда идти? Задайте приоритетные направления, мы будем это выполнять». Совет отвечает: «Акционеры предоставили капитал, который должен работать. Мы вас наняли и хотим послушать, куда компании нужно идти и что делать, а мы рассмотрим и (может быть) утвердим ваши предложения». Зачастую такой своеобразный диалог продолжается «по кругу», что приводит к тому, что компания «буксует» без понятных, разделяемых всеми целей и путей их достижения.Выход из подобной ситуации: договориться заранее и максимально подробно разграничить и зафиксировать во внутренних документах компании компетенции совета и исполнительных органов по вопросам разработки и утверждения стратегии.
- Применение результатов оценки для повышения эффективности работы органов корпоративного управления
- Рекомендации по оценке деятельности исполнительного органа
- Рекомендации по оценке деятельности ревизионной комиссии
- Рекомендации по оценке деятельности совета директоров
- Принципы, методы и процедура оценки деятельности органов КУ
- Лучшая практика оценки деятельности органов корпоративного управления
- Становление и развитие системы оценки деятельности органов корпоративного управления
- Заключительные положения о системе внутреннего контроля
- Способы взаимодействия органов управления и контроля акционерного общества в процессе организации и функционирования системы внутреннего контроля
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу