Психолого-просветительская деятельность
Как мы уже указывали, психолого-просветительская деятельность создает предпосылки для того, чтобы психологические услуги и информация оказались востребованными в организации. Она реализуется как благодаря специальным мероприятиям (лекции, беседы, выставки психологической литературы, подготовка буклетов, посвященных деятельности соответствующих специалистов), так и в процессе осуществления иных видов работы, проходящей в повседневном взаимодействии с персоналом организации. Основная направленность психолого-просветительской деятельности состоит, прежде всего, в повышении психологической грамотности персонала, дабы гуманизировать организационную среду, повысить психологическую безопасность персонала, его устойчивость к деструктивным влияниям. В чем состоит и проявляется психологическая грамотность людей? Е. А. Климов перечисляет ее проявления. Соответственно, на формирование их и должна быть направлена психолого-просветительская составляющая
. К числу таких проявлений Е. А. Климов относит:
- направленность мышления на понимание души другого;
- интерес к стороннему человеку;
- овладение элементами психологического познания, в том числе представлением о разнице между субъективными и объективными явлениями, о том, что является продукцией и достоянием сознания, а что принадлежит внешнему миру, объекту; представлением о возрастных, половых и индивидуальных различиях психики, об основных патологических ее нарушениях, о фактах и закономерностях, характеризующих субъективный мир человека;
- культивирование терпимости к отличию от ожидаемого в данном социальном слое стандарта;
- наличие психологического знания не только о других, но и о себе: существование достаточно отчетливого, детализированного и истинного «Я-образа», необходимого условия для того, чтобы стали возможны самокритика, саморегуляция, самовоспитание, а значит и оптимальное взаимодействие с другими людьми;
- культивирование оптимистического убеждения в том, что существуют громадные возможности для развития, формирования психологических свойств, качеств, в том, что человек как личность преобразуется, изменяется в деятельности, а способности его развиваются.
Вторая, не менее важная задача психологического просвещения — сформировать благоприятный имидж как самой деятельности психолога в организации, так и собственно задач психологического обеспечения, раскрыть их гуманистическую сущность; обеспечить профилактику страхов и недоверия персонала к психологу в организации.
Третья — популяризация и разъяснение новейших психологических исследований, которые отражают потребности личностного роста и организационного развития.
Четвертая задача — формирование у персонала потребности в психологических знаниях и навыках и желания использовать их в профессиональной деятельности и в иных жизненных ситуациях.
Одним из существенных моментов в психолого-просветительской деятельности является формирование у персонала и руководителей организации адекватных ожиданий в отношении эффективности мероприятий, предполагающих психологическое воздействие, будь то индивидуальная работа в связи с личными проблемами персонала или работа с организацией в целом. Завышенные ожидания могут быть не менее вредны, чем недооценка роли психологических факторов. В результате последней снижается эффективность, поскольку имеющиеся ресурсы используются неполностью, переоценка же, если ожидания не подтвердились, способна стать источником разочарований, что создаст неблагоприятный психологический фон для последующей практики.
Таким образом, психолого-просветительская работа, проводимая в организации, должна охватывать все ее уровни (высшее руководство, руководители подразделений, рядовые сотрудники). Кроме того, она не может ограничиваться только проблемами человека в организации, а должна отвечать широкому кругу потребностей работников, реализовываться в самых разнообразных формах и соответствовать как стратегическим (например, поддерживать в организации дух уверенности и доверия), так и тактическим задачам (например, пробуждать интерес к конкретным технологиям).
- Как оптимизировать внедрение психологического обеспечения управления человеческими ресурсами
- Психологическое обеспечение планирования карьеры и внутриорганизационных перемещений
- Планирование карьеры как партнерское взаимодействие
- Психологическое обеспечение расстановки персонала и планирования карьеры
- Психологическое обеспечение инновационной деятельности организации
- Оценка эффективности мероприятий по повышению квалификации и переподготовке специалистов
- Психологическая поддержка благоприятного для образования климата организации
- Психологические аспекты оптимизации методов подготовки персонала
- Обоснование содержания программ подготовки и повышения квалификации с точки зрения психологических закономерностей обучения
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу