Психолого педагогическое сопровождение интеллектуально одаренных учащихся

Обучение одаренных учащихся является одним из важнейших направлений в школьном образовании во многих странах мира. В отечественных и зарубежных исследованиях все чаще выделяется психолого-педагогическое сопровождение одаренных подростков, как одна из наиболее актуальных задач в работе с одаренными, предлагаются различные методы и пути ее реализации.

Под психолого-педагогическим сопровождение понимается целостная система, в процессе деятельности которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного развития социальных навыков, способности к личностному самоопределению и саморазвитию.

Под интеллектуально одаренным учащимся мы понимаем ребенка с высоким познавательным интересом, который зачастую испытывает не- хватку получаемых знаний в общеобразовательной шкале, так как стандартная образовательная программа обучения не соответствует его уровню познавательного и личностного развития.

Исходя из этого у одаренного ребенка теряется интерес к обучению, снижается мотивация. Также здесь можно отметить и то, что порой учащийся сложно проходит процесс социализации в школе. Причины данной проблемы могут быть разные – от степени развития коммуникативных способностей ребенка до отсутствия интереса общения со сверстниками.

Если вовремя не обратить внимание на одаренного ребенка последствием может быть отсутствия школьной мотивации, снижение академической успеваемости, несформированность средств общения и т. д. Вышеизложенное позволяет нам прийти к выводу, что для интеллектуально одаренных учащихся необходима специальная программа психолого-педагогического сопровождения.

Реализация программы сопровождения позволит стимулировать познавательные потребности ребенка, обогатить содержание обучения и развить личностные качества. Целью создания программы психолого-педагогического сопровождения является выявление, поддержка и развитие детей с признаками интеллектуальной и академической одаренности.

Задачи психолого-педагогического сопровождения являются:

  1. выявление, предупреждение и устранение факторов, способствующих снижению уровня социализации одаренного ребенка;
  2. создание условий для освоения обучающимися социального опыта, основных социальных ролей;
  3. формирование и развитие самоопределения одаренных обучающихся (личностного, социального, профессионального);
  4. социально-психологическая поддержка одаренных школьников;
  5. формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения, и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся.

Программы направлено на наиболее полное раскрытие интеллектуально-личностного потенциала, формирование и развитие социально-психологических умений и навыков.

Психолого-педагогического сопровождения включает в себя следующие направления работы: диагностика, консультирование, развивающая работа, профилактика, психологическое просвещение и образование, экспертиза. Далее рассмотрим более по- дробно каждый из них. Диагностика. 

Данное направление реализуется в самом начале учебного года – сентябрь-октябрь. Диагностика включает в себя: психолого- педагогическую диагностику, которая включает в себя диагностику умственных способностей, уровня мотивации, уровня креативности, его психосоциального уровня; анкетирование родителей; анализ результатов прошлого года – академическая успеваемость, успехи во внеучебной деятельности, характеристика педагогов, классного руководителя.

Интересно
Развивающая работа педагога-психолога подразумевает создание и реализацию индивидуальной траектории развития одаренного подростка, которая бы способствовала раскрытию потенциальных возможностей одаренного. На данном этапе педагог-психолог совместно с классным руководителем, учителями, родителями и с самим подростком формируют индивидуальный план развития, который подразумевает отдельную образовательную программу, дополнительные занятия, научно-исследовательскую работу в зависимости от интересов подростка.

Профилактика. В нашей программе под профилактикой мы понимаем прежде всего предупреждение нервно-психического переутомления, не- желательного поведения. Так как учебная нагрузка, которой подвергается одаренный подросток, является высокой, педагогу-психологу необходимо отслеживать нервно-психическое состояние подростка и при необходимости проводить дополнительную коррекционную работу.

В рамках данной работы может проводиться диагностика тревожности, уровня мотивации подростка, индивидуальные занятия, целью которых является снижения уровня тревожности, формирование адекватной самооценки. Психологическое просвещение и образование.

Данная форма работа подразумевает индивидуальные занятия с психологом по развитию личностных качеств одаренного подростка, которая включает в себя создание мотивационного поля, формирование культуры межличностных отношений, обучении методам саморегуляции, развитие оценочной и рефлексивной деятельности и т. д. Также данная работа подразумевает проведение семинаров и тренингов для педагогов, родителей и учащихся.

Необходимо отметить, что успешная реализация психолого-педагогического сопровождения возможна только в случае совместной работы педагога-психолога, педагогического коллектива и родителей.
При взаимодействии всех субъектов образовательного процесса мы можем быть уверены, что подросток получит все необходимые условия, которые будут способствовать его гармоничному личностному росту, формированию адекватной самооценки, достижении персональных целей и раскрытию  интеллектуального и творческого потенциала.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)