Психолого-педагогический аспект изучения заикания по работам Р.Е. Левиной и ее последователей

Р.Е. Левина посвятила свою классификацию нарушениям речи у детей. Заикание относится к нарушению применения языковых средств общения (тахилалия, брадилалия, потеря голоса).

Заикание она рассматривает как нарушение коммуникации. Все заикающиеся дети обладают импульсивным или тормозным поведением в процессе речевого общения.

По мнению Р.Е. Левиной, заикание провоцируется у ребенка употреблением в его речи «контекстных» форм высказывания, когда он употребляет или старается рассказать, используя разные грамматические категории, в частности разные формы глагола прошедшего, настоящего и будущего времени, устанавливая логическую последовательность событий, причинно-следственные связи, объясняя, анализируя и обобщая своё высказывание.

Наряду с существованием контекстной речи, имеются более легкие формы высказывания, например, «ситуативная речь», которая может быть использована ребенком в процессе ручной деятельной, сопровождая ее наглядной опорой, в содержании которой ребенок использует простые предложения, простые грамматические конструкции, например, глагольные формы настоящего времени.

Именно этот вид высказывания детей облегчает темпо-ритмическую организацию их речи и является легким, не провоцирующим запинки у детей фактором.

Интересно
Следовательно, термин «ситуативная речь» используется Р.Е. Левиной не с точки зрения ряда коммуникативных ситуаций, связанных с общением с другими людьми, а с точки зрения психолингвистического смысла, т.е. использования языковых средств, которые адекватны понятию «ситуативная речь» – наглядная опора, присутствие в ситуации деятельности, использование языковых средств.

Р.Е. Левина считает, что от сложности речевого высказывания зависит качество речи заикающегося ребенка. Известно, что речь спонтанно нормализуется при других видах речевой ситуации.

Общительность, сдержанность, импульсивность, организованность речи и ее темп – это речевое поведение ребенка.

Теория Р.Е. Левиной успешно применялась при создании специальных методик по коррекции речи заикающихся дошкольного и младшего школьного возраста.

В частности, Чевелева Н.А. разработала методику исправления заикания в процессе ручного труда на занятиях в школе, используя лепку, аппликацию, конструирование, ИЗО.

Вся речевая работа строилась по принципу усложнения речевого материала и периодов, начиная от доступных ситуативных форм высказывания, сопровождающих деятельность, по принципу здесь и сейчас.

В последствие, этот период сменялся периодом завершающей действия речи с использованием глагольных форм прошедшего времени и предваряющих действие форм высказывания с использованием глагольной лексики будущего времени.

Дети учились строить самостоятельное высказывание организованно, логично, систематизировано. Они научались строить монологические формы самостоятельного высказывания без заикания.

Специальных работ по коррекции темпо-ритмической организации речи с применением каких-либо специальных технологий не проводилось, как и работ по формированию речевого дыхания, по развитию мышечной релаксации, воспитанию волевых качеств личности, голосоведению и т.д.

Следовательно, этот подход не являлся комплексным с точки зрения развития и формирования разных систем голосообразования, артикуляции, темпо-ритма, дыхания, обеспечивающих плавную речь. Этот подход не является целостнокоммуникативным, т.к. не достаточно обеспечивает ребенку общения с другими людьми.

Умения не доводятся до стойко закрепленного навыка речевой, мышечной и психической саморегуляции, которая позволяет ребенку использовать ее во всех ситуациях общения.

Наряду с Чевелевой Н.А. С.А. Миронова создала программы, которые были основаны на принципах формирования плавной речи при постепенном развитии, начиная от ситуативных доступных до более сложных самостоятельных контекстных форм высказывания детей путем многократного повторения речевых эталонов, сопровождающих различные ручные действия на определенном виде занятий по ручному труду и ИЗО, а также на занятиях по развитию речи.

Программный материал отбирался и использовался по тематическому принципу и концентрированному изучению выбранной темы. Каждая тема изучалась в течение одной недели и проводилась через различные виды деятельности.

Таким образом, создавались благоприятные условия для речевой практики детей, для более прочного усвоения программного материала.

Также известный отечественный специалист Ястребова А.В. занималась устранением заикания у школьников в общеобразовательных организациях.

Наиболее известная ее книга – «Коррекция заикания у  учащихся общеобразовательной школы» описывает методику обследования детей с заиканием и работу по его устранению. Вся методика построена на принципе речедвигательной координации. Этот подход предупреждает появление речевых судорог и дальнейшее развития патологического процесса.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)