Ринолалия и дизартрия

Дети у которых ринолалия сочетается с дизартрией, нуждаются прежде всего в снижении проявлений патологической симптоматики дизартрического характера. Коррекционное обучение целесообразно проводить после курса невропатолога, в ряде случаев неоднократно. Логопеды начинают коррекцию с общей моторики (общая, мелкая, артикуляционная).

Дети данного контингента, продвигаются медленнее, часто происходит «застревание» над работой какой-нибудь группой звуков. В ряде случаев может быть проведена коррекция нарушения лексики и грамматики имеющих вторичный характер, обусловленных сочетанием симптомов ринолалии и выраженной формы дизартрия.

При более длительных сроках работы удается получить положительные результаты в формировании произношения звуков.

Интересно
В большинстве случаев можно полностью устранить носовой оттенок речи и осуществить автоматизацию всех звуков. В ряде случаев возможно остаточное проявление нарушений звуков в виде легкой назальности или легких искажений звуков.

Особое внимание уделяется подготовительным занятиям, они могут занять более длительное время, нежели вся другая коррекция. А так жезначительное время уделяется заданиям по формированию правильного дыхания и усиления речевого выдоха.

Если ребенок ранее усвоил какие-либо упражнения связанные с движением рук, туловища, впоследствии их легче ввести в ход работы над произношением звуков.

Особенности подготовки артикуляционной моторики заключаются в том, что при работе с детьми, имеющими дизартрию, большое значение уделяется массажу.

Особенности подготовки артикуляционной моторики заключаются в том, что при работе с детьми, имеющими дизартрию, большое значение уделяется массажу.

Массаж помогает не только подготовить артикуляционный аппарат, но и существенно снизить негативные проявления: гипертонус, гипотонус, тремор, гиперкинез; а также активизировать работу мышц, облегчить выполнение артикуляторных движений, создать предпосылки для формирования ощущения сопротивления или расслабления, необходимых для правильного произношения звуков, повысить общий уровень чувствительности мышц, осуществляющих артикуляторные движения.

Массаж проводится дифференцировано, при проявлениях повышенного или пониженного тонуса, перед занятием или в ходе его проведения. Возможно неоднократное использование массажа если это необходимо, особенно, когда переутомления или усиления патологической симптоматики.

Рекомендуется проводить массаж лица, шейных и плечевых отделов, массаж мягкого и твёрдого нёба, а также языка.

Способы осуществления массажа.

Поглаживание. Снижает мышечный тонус, оказывает успокаивающее действие. Выполняется плоскостное или обхватывающее поглаживание всей ладонью или пальцами в разных направлениях: продольном, зигзагообразном и круговом.

Растирание. Помогает нормализовать тонус мышц, усилить их сократительную способность. Усилий прилагается несколько больше, чем при поглаживании. Выполняются подушечками пальцев или всей ладонной поверхностью в прямом и спиралевидном направлении.

Разминание. Максимально активизирует работу мышц. Выполняется одной или двумя руками одновременно в продольном, поперечном и спиралевидном направлении путём захватывания, сдвигания, растяжения или разминания мышц.

Похлопывание. Оказывает расслабляющее и успокаивающее действие. Выполняется легко, всей поверхностью ладони или пальцами. Применение похлопывания, с использованием лёгких усилий, оказывает тонизирующий эффект.

Глубокое надавливание. Выполняется подушечками пальцев одной или двумя руками одновременно или последовательно, параллельно с двух сторон.

Захватывание. Выполняется при помощи пальцев одной или обеих рук в сочетании с разминанием.

Пощипывание. Выполняется пощипыванием подушечками первого и второго пальцев лёгкими движениями в виде рывков.

Вибрация. При слабом раздражении способствует повышению тонуса мышц, при сильном – снижению. Осуществляется одним, двумя, или всеми пальцами руки, придавая тканям колебательные движения различной частоты и амплитуды.

Точечный массаж. Выполняется вибрирующими движениями указательного пальца:

  1. В углублении под нижней челюстью.
  2. Сверху вниз по носогубным складкам до уголков рта.
  3. В ямке под нижней губой.
  4. В уголках рта над верхней губой и под нижней губой.

Точечный массаж может быть перекрёстным. Например, в точке на носогубной складке справа и в точке под нижней губой слева. Или в точке на носогубной складке и под нижней челюстью.

Массаж внутренней поверхности полости рта осуществляется зондом с шариком или указательным пальцем:

  1. По внутренней поверхности щёк поглаживанием сверху вниз в продольном или круговом направлениях сначала с одной, потом с другой стороны.
  2. По внутренней поверхности губ от уголков к середине поглаживанием.

Проявления и виды массажа:

  • при проявлениях сниженного тонуса рекомендуется использовать поглаживание, растирание, похлопывание и лёгкую вибрацию;
  • гипертонус – поверхностное поглаживание или сильная вибрация;
  • гиперкинез – поглаживание и точечный массаж, в том числе, перекрёстный;
  • тремор – поглаживание, лёгкое похлопывание;
  • атаксия – поглаживание, точечный массаж;
  • асимметрия – большее количество движений на пораженной стороне.

Если у ребёнка появляются неприятные ощущения, боль, усиление патологической симптоматики, массаж прекращается. Учитывается психологический статус ребёнка.

Сеанс массажа начинается с общего расслабления. Оптимальное положение ребёнка – полулёжа в кресле или сидя на стуле, облокотившись на спинку. Под голову кладётся валик. Выполняя массаж шеи и плеч, логопед находится за спиной ребёнка, осуществляя движения одновременно и параллельно двумя руками.

Массаж шеи и плеч.

Направления движений при гипертонусе:

  1. Сверху вниз вдоль позвоночника.
  2. От позвоночника в стороны к плечам.

Выполняется 5-7 движений в каждом направлении. Используется сначала поглаживание, потом растирание, лёгкое похлопывание, закончить поглаживанием.

Виды массажа при гипотонусе: поглаживание, растирание, разминание с захватом мышц, энергичное похлопывание. Производится 10-12 движений. Направления движений аналогичны гипертонусу.

Массаж лица.

Направление линий при гипертонусе:

  1. От середины лба к вискам.
  2. От бровей до корней волос.
  3. От лба вниз до подбородка.
  4. От подбородка по щекам к вискам. Выполняется по 4-5 движений в каждом направлении всей ладонной поверхностью, либо пальцами с двух сторон одновременно. Используется поглаживание.
  5. От краёв губ с боку до середины по красной кайме, а также, захватывая области над верней губой и под нижней губой.
  6. Верхнюю губу сверху вниз, нижнюю губу снизу вверх. Выполняется по 4-6 раз одним или двумя пальцами (указательным и большим) с двух сторон одновременно. Используется поглаживание и лёгкое растирание.

Направление линий при гипотонусе:

  1. От середины лба к вискам.
  2. От носа по щекам вниз и в стороны.
  3. От подбородка по щекам вверх.

Выполняется поглаживание, разминание в прямом и спиралевидном направлениях.

Направление линий для укрепления губ:

  1. От середины верхней губы к углам рта.
  2. От середины нижней губы к углам рта.
  3. По носогубным складкам, крыльям носа.

Используется поглаживание, растирание, разминание, пощипывание, а также захват большим и указательным пальцем с использованием растирания, разминания и пощипывания. Выполняется по 8-10 раз.

Массаж нёба

Ребёнок сидит на стуле, запрокинув голову, или лежит на кушетке. Под головой – валик. Логопед стоит лицом к ребёнку справа от него. Массаж выполняется подушечками вторых пальцев двумя руками одновременно.

До уранопластики:

  1. От резцов по боковым поверхностям твёрдого и мягкого нёба к носоглотке. Используется поглаживание, растирание. Выполняется 8-10 движений.
  2. От резцов к носоглотке. Выполняется вибрация круговыми колебательными движениями без надавливания в поперечном, продольном и зигзагообразном направлении. По 3-4 движения в каждом направлении.
  3. От основания альвеолярных отростков к средней линии мягкого нёба. Используется поглаживание и растирание, 5-6 движений.

После уранопластики:

  1. От передних резцов по направлению к твердому нёбу и носоглотке. Осуществляется поглаживание и растирание поверхности нёба, 5-6 движений.
  2. От средней линии к шейкам зубов. Может быть использовано прерывистое поглаживание короткими рывками или растирание, 6-8 движений.

Однако, приёмы и дозировка применения различаются. При наличии гипертонуса во фрагментах мягкого нёба до хирургического лечения или в мягком нёбе после него упор делается на поглаживание, лёгкое растирание и усиление нагрузки при усилении точечного массажа.

При гипотонусе используется разминание, растирание, точечный массаж лёгкими движениями. Количество движений при проявлении гипотонуса больше, чем при гипертонусе.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)