Дисграфия при ринолалии

Существуют разные причины нарушения письма. Рассмотрим некоторые из них.

Дефекты в анатомии органов речи, приводящие к компенсаторному перемещению артикуляционных зон, к поискам удобного артикуляционного участка. В результате образуются неправильные способы овладения звуками. При произнесении гласных звуков отмечается недифференцированная артикуляция с затушевыванием, противопоставлением их по признакам высоты, ряда и огубленности.

Недостатки произношения шипящих и свистящих звуков, смешение этих двух групп. Затруднённость тонких движений задней части спинки языка. Результат: звуки «г» и «к» превращаются в звук «х» или искаженный вариант «д» и «т».

Нарушение функций мягкого нёба → нарушен нёбно-глоточный затвор → понижение давления воздуха в ротовой полости и утечка его через носовую полость.

Результат: ребёнок смешивает носовые и ротовые звуки. Затушёвываются звуки различные по способу образования: фрикативный-смычный-аффриката-дрожащий. Не дифференцируются гласные и согласные звуки.

В следствии – смешение звуков, не стойкое пользование ими в речи, большая вариативность их употребления.

Специфическая окраска гласных и согласных звуков: щёлкающий призвук, храп, свист, придыхание, гортанность → страдает артикуляция, а также просодические элементы речи. Все это препятствует различению звуков не только в устной речи, но и на письме.

Отсутствие кинестетической опоры. Результат: замена букв. Таким образом, замена букв соответствующих определенным гласным и согласных, отражают прежде всего несформированность фонем.

Нарушение одной из психологических предпосылок письма. Проговаривание звукового состава записываемого слова, которые помогают не только конкретизировать звуковой состав слова, но и превратить слышимые в данный момент звуковые варианты в чёткие речевые звуки (фонемы).

Характеристика нарушений письма.

Для учащихся, с врождёнными расщелинами губы и нёба характерна, главным образом, замена букв, отражающие недоразвитие фонематической системы языка:

  1. Наиболее специфичными являются замены букв соответствующих ротовым и носовым звукам: «п-н, л’-н, д-н, т-к, м-б, б-м»; взаимозамещения букв, соответствующим носовым звукам: «л-н».
  2. Большое количество замен букв относится к гласным звукам. Школьники ошибаются в написании не только безударных гласных: «ящерица – яцыриса, у Мурки – у Морки».
  3. Нередко учащиеся допускают замены гласных, когда ими обозначаются мягкость предшествующего согласного: «брюки – бруки, клёны – клоны».
  4. Недостаточным различением твердых и мягких звуков является смешивание «и – ы, ы – и».
  5. Неправильное употребление мягкого знака «в банке – в баньке».
  6. Значительное число специфических замен букв касается звонких и глухих звуков «белка – пелка».
  7. В письменных работах учащихся наблюдается ряд ошибок данного типа: замены звонких глухими, глухие звонкими, и в обе стороны.
  8. Взаимозамещение букв в соответствии свистящим звукам «лисицалисиса, лежит – лезит».
  9. Расщепление аффрикат («ц» на «т» и «с» и «ч» на «т» и «щ»).
  10. Взаимозамещение букв т-д-г-к-х. Например, «непогода – неподода» Взаимозамещение букв б-в-д-ф-т-п. Например, «вьёт – бьёт». Замена свистящих и шипящих на «х». Например, «журавлиноехуравлиное» «Р» на «Л» и наоборот, в обе стороны.
  11. Сокращение стечений согласных. Например, «серёжки – сеёжки». Вставка лишних букв. Например, «синица – синтца». Недописывание окончаний.

Методика устранения нарушений письма.

Коррекционное обучение школьников с расщелинами губы и нёба направлено, прежде всего, на устранение причин нарушения письма.

Коррекция состоит в преодолении недостатков произношения у детей, а также развитие у них способности осуществлять наблюдение, сравнение и обобщение в области речевой деятельности, а также развитие способности в области речевой деятельности.

Следует, прежде всего, устранить недостатки звукопроизношения и голоса, научить правильно и чётко произносить звуки отдельно, в слогах, словах и связной речи. Подобным образом восстанавливается кинестетический анализ.

С уточнением кинестетической характеристики звука создаются объективные условия для формирования фонетического слуха остаётся активизировать процесс фонемообразованияче рез систему упражнений по доразвитию фонематического слуха и восприятия.

Детей учат опознавать и выделять звуки на слух из речи окружающих, а также, своей собственной, соотносить звуковой вариант с фонемой.

В целом, коррекционное обучение учащихся по предупреждение и преодолению нарушений письма включает следующие разделы:

  1. Развития артикуляционного праксиса.
  2. Постановка физиологического и речевого дыхания.
  3. Коррекция фонетической стороны речи (артикуляцией и голосом).
  4. Развитие фонематического слуха и восприятия.

Центральная задача обучения: развитие произносительной стороны речи, ликвидация назального тембра голоса. В процессе постановки звуков, ребёнок овладевает артикуляцией, однако письмо ещё не восстанавливается,т.к . таким способ не восполняются пробелы в фонематическом развитии.

Овладение письмом тесно связано с развитием умения расчленять звуковой поток речи на отдельные фонемы → коррекционное обучение на данном этапе предусматривает тесную взаимосвязь между развитием звукового анализа и формированием произношения. При этом, коррекции произношения и голоса отводится больше времени, чем звуковому анализу.

Все перечисленные задачи объединяет то, что они подготавливают необходимые условия не только для продуцирования звука, но и для его познания, которое лежит в основе овладения процессом письма.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)