Анализ речевой судорожности, как основополагающего симптома заикания

Структура дефекта при заикании очень сложная и комбинированная. Особенно это касается заикания у лиц подросткового возраста и взрослых. Более легкая структура дефекта может быть у детей дошкольного или ясельного возраста.

При заикании имеются различные проявления:

  • речевые проявления (непосредственно отражаются на говорении).
Речевая судорожность – препятствие для непрерывного потока речи, которое прерывает плавное течение речи, разрывая словесные и синтаксические связи, слоговую структуру, делая речь или её ритмическую организацию своеобразной, дизритмичной.

Судорога затягивает непреднамеренные паузы, затягивает произнесение элементов и в результате нарушается ритмическая и темпо-ритмическая организация. Замедляется темп, появляется дизритмия в связи с эмболофазией. Отсутствие правильных пауз.

Интересно
Персеверации, повторы, остановки, непреднамеренные паузы, неправильное членение речи на смысловые отрезки, замена слов, трудных для произнесения (речевая редакция).

Заикание проявляется в более сложных видах речевого высказывания, на более легких видах – речь спонтанно нормализуется. Заикание проявляется в зависимости от ситуационного общения с людьми.

  • физические – появляются до начала речи и сохраняются после говорения.

Сопутствующие движения как непроизвольные (подергивания, раздувание щек, крыльев носа), так и произвольные (проявляются в разных частях тела – переминание с ноги на ногу, выбрасывание руки в сторону, поднятие на носочки).

Моторно-двигательные уловки, которые организованы как защитные, маскировочные, отвлекающие собеседника от процесса говорения явления. Ощущения сдавленности, сжатости, напряжения в мышцах, участвующих и не участвующих в речи.

Ощущения, связанные с вегетативными проявлениями – покраснение, бледность, тремор, усиление  сердцебиения, потливость. Психические проявления – логофобия.

Степени логофобии:

  1. Страх – проявляется задолго до начала общения.
  2. Генерализованная логофобия – человек испытывает страх постоянно.

Состояние логофобии может проявляться от простого волнения и беспокойства за исход речи до выраженной тревоги, как ситуационной, так и вне ситуационной и фрустрированности.

Фрустрация – «крушение планов и надежд» – появляется у человека при блокировании какой-либо жизненно важной человеческой потребности или достижения цели, решения задачи реальной или мнимой. Фрустрация возникает, как реакция на препятствие.

Заикание является препятствием к общению. Когда человек испытывает неудовлетворенность в общении, возникает реакция на блокирование – гнев, агрессия, раздражение, фиксация.

Часто повторяясь, они могут отражаться на формировании черт характера или личности – скованность, неуверенность в себе, депрессивность, уныние, мнительность.

Заикание, начавшееся у маленького ребенка, вызывает физический дискомфорт при общении со сверстниками, фиксирует ребенка на его проблеме.

В сознании ребенка формируются представления о трудных моментах. Формируются отрицательные черты характера, это отражается на личности, проявляется вторичный невроз заикающихся.

  • психические. У детей ясельного возраста и дошкольного возраста менее выраженная комбинированная структура дефекта.

Но среди детей довольно часто встречаются сомнамбулы – гипервнушаемые дети

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)