Коррекционная работа по преодолению ринолалии

Коррекционная работа по преодолению ринолалии включает в себя нкоторые этапы. Рассмотрим каждый из них.

Подготовка нёбной занавески к смыканию.

Интересно
Воспитание смыкания при фонации. Наиболее удобны в произнесении звуки «А» и «Э» (наибольший подъём мягкого нёба), легче вырабатывается условно-рефлекторная связь между ощущением подъёма нёбной занавески и звукообразования за счёт участия речедвигательного, речеслухового и кинестетического анализаторов.

Наибольшее перемещение спинки языка вперёд при умеренном подъёме. Эти гласные меньше других фонем подвергаются назализации. Поэтому, при произнесении фонем «А» и «Э» учат произносить ребёнка на 1-ом занятии.

Широко открыв рот, ребёнок произносит эти фонемы за логопедом, язык лежит на нижней губе. Звук произносится троекратно А-А-А или Э-Э-Э.

Такие цепочки произносятся 2-3 раза. Через 4-5 занятий нагрузка увеличивается и переходит к слитному и несколько растянутому произнесению сочетаний звуков АЭ. Произносятся 2-3 раза подряд 6-8 раз в день.

Выработка направленной воздушной струи, коррекция физиологического дыхания + ещё один комплекс. Начинается упражнение с обучения направленному дутью.

В ходе занятий дети запоминают ощущения направленного воздушного потока и могут затем его воспроизвести при выполнении дыхательной гимнастики.  Используются шпатель, зеркало, комплекс дыхательной гимнастики, «поплёвывания» – ребёнок старается «выплюнуть» свой язык, подышать и подуть на ладонь (тактильные ощущения тепла и холода).

Укрепление мускулатуры гортани Предотвратить дистрофию мышц – увеличить нагрузку на мышцы гортани → увеличивается объём глотки и е двигательная активность (имитация зевка и глоточного рефлекса).

Оба упражнения выполняются по подражанию 3 раза подряд 6-8 раз в день. Если не получается вызывать глоточный рефлекс, то логопед вызывает его прикосновением шпателя к задней стене глотки или корня языка.

Создание предпосылок для правильного звукопроизношения Голосовые упражнения. Произнесение удлинённого звука «М» на основном тоне голоса.

Ребёнок выполняет упражнение, не напрягая гортани и контролируя резонанс. Позднее, эта манера фонации вводится в закрытые слоги с редуцированием гласных (мммаммммммуммм). Проводится 3 раза подряд 6 раз в день. Звукопостановка гласных звуков.

Начинаем с «А» и «Э», далее гласные «О» и «И», «У» и «Ы». Произносится перед зеркалом, сначала звучно, потом шёпотная артикуляция, далее беззвучная и просим угадать, что был за звук. Используется массаж при необходимости.

Дифференциация слухового восприятия фонем:

  1. Выделять звук из ряда изолированных (называть звуки, ребёнок хлопает в ладоши/поднимает карточку, но не называет).
  2. Различные виды слогов – прямой, обратный, со стечением (стра, спа, опт, атр). Используются карточки.
  3. Слово.
  4. Научить отличать искажённый звук от нормы (носовой от ротового).

Постановка звуков. Начинается с согласных. Уточняем артикуляцию. Используются традиционные способы для дислалии. Принцип – звук, слог, слово, фраза.

Последовательность работы: соноры «Л» и «ЛЬ», фрикативные «В» и «Ф» + их мягкие варианты. Этап полной автоматизации новы навыков. Учитывать возраст ребёнка.

3 года – сложно мотивировать, но легче поставить звуки по подражанию, акцент на ассоциативные игры и разные виды деятельности, моторная активность (топать, хлопать, рисовать, показывать размеры).

5-6 лет – больше речевая практика, есть стереотипы, можно замотивировать (упражнения, которые получаются) Школьники и младшие школьники – адаптировать домашние задания, учитывать интересы ребёнка Подростки – успешность работы зависит от расположения, контакта и актуальной темы. Преодоление комплекса развития.

Умение рационально составить коррекционную программу. Голос средней высоты на основном тоне – лиса, низкий – медведь, высокий – мышка, птичка

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)