Структура дефекта при ринолалии

Анатомо-физиологические особенности нёбно-глоточного аппарата (норма и патология).

Нёбо в норме – это образование, которое разобщает полости рта, носа и глотки. Состоит из твёрдого и мягкого нёба. Твёрдое нёбо имеет костную основу.

Спереди и по бокам его обрамляет альвеолярный отросток верхней челюсти с зубами, а сзади – мягкое нёбо.

Твёрдое нёбо покрыто слизистой оболочкой, поверхность которой позади альвеол имеет высокую чувствительность. Высота и конфигурация твёрдого нёба влияет на резонанс.

Позади твёрдого нёба – мягкое нёбо мышечное образование. При подъёме мягкое нёбо удлиняется.

Условно мягкое нёбо делится на 3 части:

  • передняя треть практически неподвижна, истончается при подъёме;
  • средняя часть наиболее активно участвует в речи;
  • задняя часть в напряжении при проглатывании, утолщается при подъёме.

Мягкое нёбо связано с глоткой, образуя нёбно-глоточный механизм, который участвует в дыхании, глотании и речи. При дыхании мягкое нёбо опущено и частично прикрывает отверстие между глоткой и полостью рта.

При глотании мягкое нёбо натягивается, поднимается и приближается к задней стенке глотки, которая движется на встречу и вступает в контакт с нёбом.

В процессе речи постоянно повторяется очень быстрое мышечное сокращение, которое приближает мягкое нёбо к задней стенке глотки по направлению к верху и к сзади. Степень поднятия мягкого нёба зависит от беглости речи и произносимых фонем. Максимального поднятия требуют фонемы А и М.

Наибольшего натяжения мышц мягкого нёба – фонема И.

Существует функциональная связь между мягким нёбом и гортанью. →Малейшее изменение положения нёбной занавески влияет на положение голосовых складок.

Возрастание тонуса в гортани влечёт за собой более высокий подъём мягкого нёба. Врождённые расщелины нёба нарушают это взаимодействие.

При сквозных расщелинах нарушается целостность альвеолярного отростка. При двусторонних расщелинах резцовая кость продвинута вперёд и может занимать горизонтальное расположение.

Последствия: нарушения зубных рядов (неправильное расположение зубов), отсутствие зубных фолликул (нет зубов), избыточное наличие зубов, сильное поражение кариесом, нарушенный прикус.

Интересно
Расщеплённое нёбо обычно бывает укороченным и отстаёт в росте. Функции мягкого нёба нарушаются из-за отсутствия связи между парными мышцами. При дыхании, глотании и фонации эти мышцы разводят сегменты мягкого нёба в разные стороны. Анатомические дефекты вызывают расстройства дыхания, питания, фонации, речи и слуха.

Изменение дыхание при расщелинах разносторонне. Дети пользуются носо-ротовым дыханием. → Учащённое поверхностное дыхание, жизненная ёмкость лёгких понижается, грудная клетка отстаёт в развитии.

Глубоко страдает фонационное дыхание. При выдохе значительный объём воздуха (около 30%) утекает в нос.

Это создаёт 2 последствия:

  • значительно сокращается речевой выдох;
  • понижается давление воздуха в надскладочном пространстве.

Стремясь сократить утечку воздуха в нос и поддержать необходимое для согласных звуков давление, дети напрягают мышцы лба, сжимают крылья носа → образуются компенсаторные гримасы, которые входят в привычку.

Голос глухой, сдавленный, слабый, истощаемый, тихий, с выраженным носовым резонансом. Акустические изменения в спектре голоса мешают его звонкости и полётности, снижают разборчивость речи.

На первом году жизни голос ничем не отличается от обычного детского голоса. Назальный оттенок впервые начинает выявляться, когда появляются лепетные цепочки.

В дальнейшем, примерно до 7 лет, дети говорят с назальным оттенком, но другие нарушения голоса отсутствуют. После 7 лет голос начинает ухудшаться. Падает сила, появляется истощаемость, осиплость, не расширяется диапазон.

На лицо все признаки расстройства двигательной функции голосообразующего аппарата (неравномерная работа складок). Это патологическое явления закрепляется к 12-14 годам. Около 80% подростков и взрослых, страдающих ринолалией, имеют дополнительные нарушения голоса (фонастения или парез внутренних мышц гортани).

Влияние врождённых расщелин нёба на физическое и речевое развитие ребёнка.

Наличие врождённых расщелин нёба ставит ребёнка в неблагоприятные условия для его развития. Невозможность грудного вскармливания. Во время питания пища попадает в носовую полость, складки недоразвившегося нёба, евстахиевы трубы, дыхательные пути, носоглотку.

Застрявшая пища гноится, воспаляются слизистые оболочки. → Нарушение слуха, соматическая ослабленность. Вследствие неправильного питания зубы быстро разрушаются. Из-за нарушения сосательного движения нарушается лицевая мускулатура.

Развитие лицевых мышц совершается своеобразно (либо отсутствует, либо осложнено). Мимика ребёнка обедняется, мышцы лица включаются в артикуляцию, движения тикообразные.

У ребёнка с врождённой расщелиной холодный вдыхаемый воздух сразу попадает в ротоносовую полость, т.к. хоаны при расщелине соединены в единый резервуар со ртом. Охлаждается вся поверхность носо-ротовых слизистых, раздражаются дыхательные пути.

Интересно
Если ребёнок вовремя не прооперирован, ему приходится приспосабливаться к дефекту – закрывает щель языком. Своеобразное расположение языка в полости рта. Корень языка сильно поднимается вверх, пытаясь закрыть дефект.

Работа корня языка усиливается и в процессе кормления ребёнка, он пытается ухватить соску корнем языка. Эта мышечная взаимосвязь прочно закрепляется и в дальнейшем сказывается на качестве лепета, также оказывает влияние на формирование произношения.

Часто при ринолалии отмечают снижение слуха. Оно может быть разной степени, от крайне незначительной до тяжёлой тугоухости и тотальной глухоты.

Наблюдается снижение функционального речевого слуха. Люди, страдающие данной патологией, не замечают собственной патологии речи.

При врождённых расщелинах нёба и губы в большей или меньшей степени нарушаются:

  • питание ребёнка;
  • физическое и речевое дыхание;
  • изменяется характер работы лицевой мускулатуры;
  • может возникнуть снижение слуха;
  • стабилизируется неправильное положение языка в полости рта.

Характеристика речи.

Речь формируется с опозданием. Первые слова появляются к 2 годам и позже. Речь имеет качественные особенности. Импрессивная речь при благоприятных условиях развивается относительно нормально.

Экспрессивная речь претерпевает качественные изменения. Крайняя невнятность речи. Звукообразование специфично по артикуляции и звучанию. Гласные звуки произносятся при оттянутом к сзади языке с выдохом воздуха через нос и характеризуются вялой губной артикуляцией.

Согласные звуки – храпящие с носовым оттенком, глухие воспринимаются как близкие к звуку Х. Губно-губные и губно-зубные близкие к звуку М, переднеязычные – к звуку Н, звуки Г и К либо отсутствуют, либо замещаются характерным взрывом.

Образование смычки передвигается на уровень глотки или гортани. Из-за отсутствия тонкий дифференцированных движений кончика языка, звук Р не достигает правильной артикуляции даже после логокоррекции.

Страдает произнесение шипящих и свистящих звуков по этой же причине. Звуки нарушены тотально. Самостоятельное осознание дефекта речи у больных отсутствует, критичность к нему снижена.

В структуре речевой деятельности при ринолалии дефект фонетико-фонематического строя речи является ведущим. Этот первичный дефект накладывает некоторый отпечаток на формирование лексико-грамматического строя речи, но глубокие качественные изменения встречаются лишь при сочетании ринолалии с другими речевыми нарушениями.

Психологические особенности ребёнка ринолалика.

У детей с открытой ринолалией, наряду с особенностями нарушения речевого развития, существуют и вторичные нарушения психических процессов. Чем сильнее нарушена речь, тем более явно выражено вторичное нарушение. Это связано с неблагоприятной социальной адаптацией такого ребёнка.

Дети с открытой ринолалией могут обладать неустойчивым и рассеянным вниманием. Внимание нестабильно, быстро иссякает → нарушена познавательная деятельность. Зрительная память развита лучше всего. Рече-слуховая память – хуже всего.

Речевое недоразвитие приводит к недостаточности словесно-логического мышления, заторможенности процессов анализа и синтеза. Затруднено понимание и восприятие обобщающих понятий. В большей степени нарушена эмоционально-волевая сфера. Пониженная работоспособность.

Страдает коммуникативная функция. Такой ребёнок будет избирателен в контактах (общаться только с теми, кто его понимает). Замкнутость, неконтактность, раздражительность, нежелание общаться с различными людьми.

Слабость активного торможения. Проявление внезапных неадекватных агрессивных реакций. Специфична игровая деятельность.

Коррекционная работа имеет 2 направления:

  1. Исправление голоса и речи.
  2. Максимально адекватное развитие коммуникативной функции ребёнка.

Неполноценность речи при ринолалии сказывается на формировании всех психических функций больного и, в первую очередь, на становление личности в целом.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)