Психология как область профессиональной деятельности

Несмотря на трудности первоначального развития и утверждения собственного статуса, она постепенно стала признанной областью профессиональной деятельности. Устойчивое положение психологических служб во многих сферах здравоохранения и образования является подтверждением этому.

Для того, чтобы разобраться в методике преподавания любой дисциплины, а в частности, психологии, необходимо учитывать особенности этой науки.

Психологию отличают такие характеристики как:

  • это наука о самых сложных явлениях, которые известны человечеству;
  • она находится в особом положении, так как в ней сливаются объект и  субъект познания;
  • ее особенность в ее уникальных практических следствиях;
  • это одна из перспективных наук, которая имеет обширные связи с разными науками и их областями (естественно-математическими, гуманитарными, в частности с философией, педагогикой, дидактикой и т.д.).

Все науки взаимосвязаны и создают единое когнитивное пространство.

Система межпредметных связей позволяет определить место науки и внешние структурные связи в этом общем пространстве.

С другой стороны, каждая наука имеет свою собственную внутреннюю структуру. Системное представление о науке предполагает знание как внешнего аспекта системности (межпредметных связей), так и внутреннего аспекта системности – ее собственной структуры.

Так философия генерирует знание о наиболее обобщенных категориях, задает общее представление о мире, человеке и их взаимодействии, о всеобщих закономерностях бытия и сознания.

Естественно-математические науки выделяют в качестве объекта исследования объективную реальность, существующую вне человека и общества.

Гуманитарные науки исследуют объективные и субъективные аспекты реальности, связанные с человеком и обществом.

Педагогика – это наука, изучающая обучение и воспитание в целом как форму активности человека. Дидактика – это раздел педагогики, исследующий общие закономерности процесса обучения.

Место психологии в системе наук, специфика ее содержания — традиционный предмет для дискуссий.

В зависимости от предмета и метода, которые взяты за основу, психология может быть отнесена к:

  • философскому,
  • естественно-научному,
  • гуманитарному знанию.

К естественно-научному, потому что это наука о человеке, его психике, особенностям его поведения и взаимоотношения с другими людьми. Также, психологические исследования, в ходе эксперимента, могут быть подвергнуты и математическим измерениям (например, статистикой).

Однако в психологии присутствует часть такого знания, которое больше относится к области гуманитарных наук. Это – прежде всего исследование продуктов творческой деятельности человека, с целью определить основные закономерности функционирования основных познавательных процессов: памяти, мышления, восприятия, внимания, ощущений, воображения. Также, это может стать неплохим материалом и для диагностики состояния «души» человека», т.е. актуального психического состояния (эмоции, воля, сама личность).

В связи с этим в разные эпохи, в разных странах и учебных заведениях психология преподавалась как в рамках философских и естественнонаучных предметов, так и в рамках гуманитарных дисциплин.

Интерес студентов и учащихся к курсу психологии в настоящее время  и значительной степени обусловлен их представлением о психологии как гуманитарной дисциплине. Преподаватели должны считаться с этим при постановке целей обучения, а также в процессе отбора содержания учебных курсов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)