Психическое и психологическое здоровье

На современном этапе развития науки термин «здоровье» не имеет общепринятого значения. Медицинское определение здоровья всегда подчеркивает роль психологических факторов в оценке состояния соматического здоровья.

М.Э. Телешевская и Н.И.Погибко указывают на то, что здоровье – способность человеческого организма преломлять совокупность природных и социальных факторов, составляющих условия жизни человека, без нарушения гармонии физиологических механизмов и систем, которые обеспечивают нормальное функционирование человека.

Петровский Б.В. рассматривает здоровье не только как отсутствие болезни и инвалидности, но и наличие полноценного, гармонически развитого физического, психологического и нравственного состояния человека, которое позволяет ему оптимально, без ограничений осуществлять общественную и трудовую деятельность.

Похожей точки зрения придерживается Г.И. Царегородцев, считая здоровье состоянием оптимального функционирования организма, позволяющее ему наилучшим образом выполнять свои видоспецифические функции. Наиболее часто здоровье рассматривают исходя из его обозначения в преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 1948 году.

Здоровье – это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие.

Категория «здоровья» относительна, она отражает состояние организма и не исключает возможности скрытого патологического процесса. Поэтому человек чувствующий себя здоровым, может иметь нарушения здоровья, не осознаваемые им, а у человека при плохом самочувствии могут отсутствовать объективные патологические данные.

Н.Д. Лакосина и Г.К. Ушаков (1976) выделяют следующие механизмы, обеспечивающие здоровье:

  • структурная и функциональная сохранность органов и систем человека;
  • высокая индивидуальная приспособляемость организма к физической и социальной среде;
  • сохранность привычного для человека самочувствия, которое всегда является наиболее чутким барометром социального и душевного комфорта.

Состояние здоровья на субъективном уровне осознается как самочувствие («темные чувства» по И.М. Сеченову). Самочувствие находит свое отражение в настроении человека.

Настроение сопровождает все процессы в анатомических системах, это чувственное ощущение своего тела, эмоциональный образ. Самочувствие является основой для построения представлений о своем соматическом состоянии на уровне самосознания.

Изучение здоровья происходит с позиций негативного и позитивного подходов. Негативный подход рассматривает «здоровье» как отсутствие патологии и соответствие статистической норме, подчеркивая синонимичность понятий. Однако отсутствие или наличие отклонений от нормы не является определяющим для отнесения себя к здоровым людям. Здоровым считается тот, кто чувствует себя хорошо и выполняет повседневные социальные функции. Больной человек – имеет плохое самочувствие и поэтому не может в полном объеме выполнять социальны функции.

Позитивный подход считает «здоровье» автономным состоянием от болезни и не тождественно отсутствию болезни.

С медицинской точки зрения, болезнь – это эволюционно сложившаяся форма приспособления целостного организма в изменившихся условиях жизнедеятельности. Болезнь представляет собой интегративную категорию, включающую не только непосредственный патологический процесс, но и деятельность системы приспособительных механизмов на биосоциальном и психосоциальном уровнях.

В зависимости от стадии развития, типа течения, формы заболевания меняется соотношение сомато-биологических и психосоциальных факторов в формировании клинической картины.

Интересно
С психологической точки зрения существенным признаком больного человека является страдание. Больной человек – это страдающий человек сна рушением физического, душевного и социального благополучия, расстройством биосоциальной адаптации, ощущением зависимости от болезни, стесненности свободы.

У больного человека изменяется иерархия мотивов: на первый план выступает мотив здоровья. Отношение к своему здоровью у больного зависит от преморбидных (доболезненных) личностных особенностей, возраста, перенесенных до этого заболеваниях, образа жизни и труда, физического состояния и тренированности.

Индивидуальный смысл болезни может быть различным: болезнь-угроза или вызов, болезнь – утрата, болезнь – выигрыш, болезнь – наказание.

Основной благополучия и эффективного функционирования общества является психическое здоровье.

Психическое здоровье – это не только отсутствие психических расстройств, а состояние благополучия, в котором каждый человек реализует свои способности, может противостоять обычным жизненным стрессам и вносить вклад в свое сообщество.

Такой подход подчеркивает необходимость анализировать психическое здоровье во взаимосвязи с благополучием, самореализацией и развитием социума. Психическое здоровье выступает основой благополучия и эффективного функционирования общества.

Согласно статистическим данным Всемирной организации здравоохранения, каждый пятый житель Земли имеет психическое расстройство, а каждый второй может заболеть им в течение жизни.

Примерно 20 % детской популяции имеет психические расстройства или проблемы. Психические расстройства являются ведущей причиной инвалидности в период молодости.

Психическое здоровье определяют с помощью следующих критериев:

  • позитивная установка к собственной личности;
  • духовный рост и самореализация;
  • интегрированность личности;
  • автономия;
  • адекватность восприятия реальности;
  • компетентность в отношении требований окружающего мира.

Сходные признаки психического здоровья выделяет П. Беккер: хорошее самочувствие, самоактуализация, уважение к себе и к окружающим.

Всемирная организация здравоохранения к критериям психического здоровья относит:

  • осознание и чувство непрерывности, постоянства своего «Я»;
  • чувство постоянства переживаний в однотипных ситуациях;
  • критичность к себе и результатам своей деятельности;
  • соответствие психических реакций силе и частоте средовых воздействий;
  • способность управления своим поведением в соответствии с общепринятыми нормами;
  • способность планировать свою жизнь и реализовывать свои планы;
  • способность изменять поведение в зависимости от жизненных ситуаций и обстоятельств.

Психическое здоровье конкретного человека определяется, прежде всего, совокупностью социальных, психологических и биологических факторов, действующих на него в определенный момент времени. Негативное влияние, как правило, оказывают быстрые социальные изменения, стресс, любая дискриминация, нездоровый образ жизни, нарушение прав человека, насилие и др. Также необходимо отметить, что «психическое здоровье» не тождественно «психологическому здоровью».

Термин «психологическое здоровье» как научная категория был введен И.В. Дубровиной.

Психологическое здоровье – необходимое условие полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Благодаря ему человек может адекватно выполнять свои возрастные, социальные и культурные роли. Оно обеспечивает возможность непрерывного развития в течение всей жизни человека. Кроме этого,пси хологическое здоровье является предпосылкой здоровья физического.

Интересно
Основная функция психологического здоровья – поддержание активного динамического баланса между человеком и окружающей средой в ситуациях, требующих мобилизации ресурсов личности.

Основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза. В течение жизни оно меняется через взаимодействие внешних и внутренних факторов, однако не только внешние факторы могут изменяться через внутренние, но и внутренние факторы могут влиять на внешние воздействия. Необходимо отметить, что эстетическая система ценностей неотъемлемый структурный элемент психологического здоровья

Структуру психологического здоровья составляют следующие компоненты:

  • аксиологический (собственные ценности человека и ценности других людей);
  • инструментальный (владение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать свое сознание на себе, своем внутреннем мире, системе взаимоотношений с другими людьми);
  • потребностно-мотивационный (потребность в саморазвитии).

Уровни психологического здоровья:

  • высший (креативный) устойчивая адаптация к изменениям окружающей среды, резерв для преодоления стрессовых и фрустрирующих ситуаций, созидательная позиция;
  • средний (адаптивный) в основном адаптированные к социуму, но с повышенной тревожностью. Могут быть отнесены к группе риска, так не имеют запаса прочности психологического здоровья;
  • низший (дезадаптивный или ассимилятивно-аккомодативный) нарушение баланса процессов ассимиляции и аккомодации в социуме.

Факторы риска психологического здоровья:

  • объективные или средовые: семейные неблагоприятные факторы, факторы, связанные с образовательными организациями (для детей), социально-экономической ситуацией в стране. Влияние внешних средовых факторов снижает по мере взросления человека;
  • субъективные или внутренние факторы: устойчивость к стрессовым ситуациям, критичность.

Психологическое здоровье рассматривается с человековедческой позиции. Она указывает на то, что основу психологического здоровья составляет нормальное развитие человеческой субъективности, а определяющими критериями являются направленность развития и характер актуализации человеческого в человеке.

Укрепление психического здоровья зависит от действий, которые укрепляют психологическое здоровье. В рамках национальной политики в области психического здоровья важно не только защищать и укреплять психическое благополучие граждан, но и решать вопросы, связанные с потребностями лиц с определенными психическими расстройствами.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)